+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развивающее пособие "Аптаах кубиктар

Автор: Николаева Наталья Викторовна

                               Развивающее пособие «Аптаах кубиктар».

      Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Самым важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.

       Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого исходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Этому условию соответствует игровое пособие «Аптаах кубиктар». Пособие предоставляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (ткань, пенопласт, картон, пластмасса, поролон). На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется учителем-логопедом и воспитателями по мере усвоения детьми различных тем.

        Кубы используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи. Обычно работа с ними ведется:

·        На индивидуальных логопедических занятиях (учитель-логопед);

·        На занятиях по развитию речи (воспитатель);

·        Индивидуально вне занятия (воспитатель);

·        В самостоятельной деятельности детей.

Каждый куб имеет свое название, отражающее цели его (куба) использования. Например, для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата создан куб «Тылчаан уонна кини дьиэтэ». На шести гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинке подобрано короткое стихотворение. Содержание стихов детям известно. Суть игры состоит в том, что учитель-логопед или воспитатель читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти и т.д. Куб можно использовать с трехлетнего возраста: как пропедевтический перед выполнением более сложных артикуляционных упражнений или как часть физминутки в целях профилактики (для предотвращения неправильной постановки звуков речи).

Цель занятий с кубом «Тылчааҥҥа эрчиллиилэр» -- совершенствование мимических и артикуляционных способностей детей. К каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнения и небольшое стихотворение. Учитель-логопед  или воспитатель читает, а дети выполняют упражнение, находя соответствующий сигнальный рисунок (грибок, качели, заборчик, часики и т.д.).

Куб «Сенсорик» используется для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На его гранях вместо прозрачных кармашков располагаются съемные коврики, сшитые из разных материалов и соединенные между собой пуговицами разных размеров. Посередине каждого коврика есть разъемные застежки (молнии, пряжки, ленточки, кнопки, липучки, шнуровки). Задача ребенка –расстегнуть застежку и сказать, кто изображен в окошке.

Куб «Дор5оон үктэлэ» помогает достичь следующих целей:

·        Автоматизация изолированного звука;

·        Выработка длительной воздушной струи;

·        Формирование звуковой культуры речи.

На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков  (чайник кипит, лабиринт, самолет, горы, змейка, улитка,  ). Ребенок находит заданное изображение и произносит звук на одном выдохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.

С целью развития общей и тонкой моторики, а также для обучения детей работать по схеме разработан куб «Тыл. Тэтим. Хамсаныы».

На съемных гранях этого куба можно расположить разнообразные задания для развития координации движений: задания для пальчиков по картинке; задания из палочек, шнура, ленты; упражнения для пальцев и кистей рук по рисункам; общие упражнения для туловища и ног. К каждому упражнению по развитию движений подобрано короткое стихотворение. Проговаривая его за учителем-логопедом, ребенок учится управлять своими движениями.

Куб «Магнитофон» помогает:

-развитию слухового внимания, восприятия;

-овладению темпо-ритмическими (интонация, пауза) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи;

-развитию умения владеть своим голосовым аппаратом.

На гранях данного куба изображены картинки- символы, характеризующие темп и громкость речи (например, черепаха может символизировать медленную речь, а самолет или ракета- быструю; барабан или труба- громкую; приложенный к губам вытянутый указательный палец -  тихую речь или шепот). Используя этот куб в игре можно петь, рассказывать стихи, воспроизводить звуки, слова, сказки, самостоятельно или с воспитателем  произносить чистоговорки, скороговорки, поговорки, пословицы и т.д.

Куб «Дьэрэкээн өҥнөр»- для уточнения и закрепления основных цветов. Данный куб разноцветный, цвет его граней соответствует цвету предметных картинок в карманах.

Куб «саҥаны ай, ойуулаа»- обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. К этому пособию предполагается дополнительное оборудование, например: фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц, сделанных из фетра с липучками. Сам куб мягкий. Это пособие используется для пересказа коротких рассказов. Вращая  куб в любую сторону , ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа.

Куб «Чыыһыланы аа5ыы» - помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными в роде, числе. Этот куб тоже мягкий. На его гранях изображены предметы, которых должно быть несколько.

Куб «Араас идэлэр»- дети должны знать профессии, этот куб учит детей отвечать на вопросы предложениями. На каждой грани куба расположена сюжетная картинка с изображением профессий людей. Логопед или воспитатель спрашивает: «Что делает врач?». Ребенок находит на кубе сюжет и отвечает: «врач лечит больных, делает укол и т.д.». педагог задает аналогичные вопросы к остальным картинкам с изображением.

Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с учителем-логопедом или  воспитателем. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба. Оно многофункционально и дает им заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий. Можно рекомендовать использование «Аптаах кубиктар» и для работы с детьми массовых групп. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от трех до семи лет.

 

 

 

Литература

Аверьянова А.П. Как образуются слова. М.-Л.,1996.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.,1983

Афанасьева Н.Н. Толкуйдуу үөрэн/ Н.Н.Афанасьева, Е.Г.Болурова.-Дьокуускай: Бичик, 2006.-Оскуола5а бэлэмнэнэбит.-24с.

Труднев В. Считай,смекай, отгадывай.-СПб.: Лань,1996.

Ядрихинская Е.Н. Аптаах ахсаан. Оскуола5а бэлэмнэнии.-Дьокуускай. Бичик, 2005.