+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применение практико – ориентированных технологий в учебной деятельности

Автор: Рыбакова Елена Александровна

Применение пректико – ориентированных технологий в учебной деятельности

 За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования. На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. В новых государственных образовательных стандартах начального общего образования об этом говорится как об  «…формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…».

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия для  развития личности и ее самореализации.

Стартовая диагностика готовности к школьному обучению занимает особое место в системе мониторинга, которая рассматривается  как основа для проектирования индивидуальных образовательных траекторий младших школьников. Эта диагностика дополняет традиционные диагностические мероприятия, проводимые при приеме будущих первоклассников, и позволяет выявить важные педагогические аспекты готовности к обучению, которые часто остаются вне поля зрения учителя и приводят к трудностям в обучении у значительного числа школьников. Речь идет о совокупности базовых метапредметных умений,  позволяющих ребёнку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Эти умения лежат в основе способностей первоклассника понимать материал учебника и инструкции учителя, следовать полученным инструкциям,  включаться в учебный диалог и в учебную деятельность на уроке и др. Своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом,  подобрать соответствующие педагогические методы и приёмы, обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребёнка, создать основу для развития универсальных учебных действий и спланировать индивидуальные образовательные траектории для учащихся, а также  разработать рекомендации для  родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.

    В конце учебного была использована методика исследования развития универсальных учебных действий «Учимся учиться и действовать» Изучив  данные, в своей педагогической деятельности выявила  противоречие: между необходимостью обеспечить  развитие универсальных учебных действий и недостататочной напраленностью учебного процесса на применение  практико-ориентированных способов обучения.

    Отсюда вытекает проблема: выявление и развитие читательской  компетентности в ходе реализации практико-ориентированных педагогических технологий  как  базового умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности т. е. основы для развития целого комплекса универсальных учебных действий.

      Практико-ориентированные технологии оказывают решающее влияние на все этапы процесса обучения: от предоставления учащимся знаний, умений и навыков до контроля их усвоения, при этом обеспечиваются такие важнейшие характеристики обучения, как качество, избирательность материала, учет индивидуальности, постоянный контроль и самоконтроль усвояемости материала, высокий эффект использования ресурсов преподавателей. Кроме того, практико-ориентированные технологии дают преподавателю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.

   Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска. Практико-ориентированное обучение учащихся обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Процесс учения в рамках практико-ориентированного подход является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.

Анализ истории становления практико-ориентированного обучения показал, что он определенным образом обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности–означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)Принцип целостности –предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса–заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности–предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура учебного занятия в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению наполняется соответствующим содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус ученика, сделать обучение мотивированным. В отличие от структуры традиционного урока, структуры практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико-ориентированного построения учебного процесса.

 Образовательная эффективность практико-ориентированного обучения предполагает максимально возможный развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в устойчивом познавательном интересе, повышении уровня обученности, сформированности на определенном уровне потребительской культуры.

 Практико-ориентированное обучение обладает образовательными возможностями и позволяет процесс обучения учащихся сделать познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся является успешной, а знания - востребованными, так как:

• обмен информацией между учителем и учеником основан на использовании возможностей как левого, так и правого полушарий мозга и ученика, и учителя;

• происходит осознание учащимися социально-личностной необходимости приобретаемых знаний;

• организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;

• отбор практико-ориентированного учебного материала, усиливающего практическую направленность содержания школьного образования, находится в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента, позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.

    Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, в том числе читательская компетентность. Педагоги начальной школы работают над её развитием буквально с самых первых школьных дней. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.  Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»- писал В.А. Сухомлинский

     Эти слова приведены  неслучайно, ведь чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию.  Поэтому,  одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

        «Читательская компетентность – интегративная характеристика личности, которая складывается из знаниевой компоненты (включающей овладение техникой чтения, формирование полноценного восприятия художественного произведения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие), деятельностной составляющей (наличие опыта деятельности, способности оперировать освоенными знаниями, умениями в условиях исследовательской, творческой, интерпретационной и других видов деятельности), а также личностного отношения к чтению литературы». Структура понятия читательской компетентности представлена в таблице 1.

Эту таблицу можно рассмотреть с точки зрения подготовки любого урока.

Таблица 1.

Читательская компетентность

Когнитивная компонента

Деятельностная компонента

Мотивационная компонента

1.Техника чтения.

2.Уровень восприятия художественного произведения.

3.Умение ориентироваться в мире   книг.

4.Речевое развитие.

Опыт участия в разных видах деятельности:

-проектной,

- интерпретационной,

- творческой,

- издательской,

- исследовательской,

-деятельности по созданию учебных материалов.  

1.Интерес к чтению и занятиям, связанным с литературой.  

2. Понимание учеником целей обращения к художественной литературе.

    Конечно, на различных этапах возрастного и психосоматического развития на первый план выходят различные пункты этой таблицы. Приведу подтверждение из своей педагогической практики. Дети, набранные в 2010 году, читали по слогам и целыми словами с самого начала (к концу первого класса  темп чтения – 46 слов в минуту в среднем), поэтому с первого класса можно было работать над деятельностной компонентой.  Учащиеся первого класса, набранные в 2014 году – 8 человек не знали буквы, 10 человек не могли напечатать свое имя, поэтому на первый план вышла когнитивная компонента.

     Определив структуру читательской компетентности и изучив возможности своего класса (у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, чувства товарищества, взаимовыручки, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое), с целью создания целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования ВСЕХ универсальных учебных действий через формирование читательской компетентности на уроках  и во внеурочной деятельности,  я наметила следующие направления  работы:

1.     Совершенствование навыка чтения (когнитивная компонента)

2.     Предоставление возможности обучающимся участия в проектной деятельности. ( деятельностная компонента)

3.     Развитие интереса к чтению и занятиям, связанным с литературой (мотивационная компонента)

                            БЛОК I.         Совершенствование навыка чтения.

       Совершенствование навыка оптимального чтения - эту задачу можно реализовывать в каждом классе в соответствии с возрастом, к концу четвертого класса -     чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту). Для развития навыков чтения  мною были созданы презентации по пособию Г. Г. Мисаренко « Дидиктический материал для развития техники чтения в начальной школе.» В пособии специально подобраны группы слов, позволяющие отработать способ слияния звуков в слогах  и постепенное наращивание трудности читаемых слов.

   Недостаточно просто повысить скорость чтения или отработать определенные навыки чтения - нужно менять характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Урок  должен измениться,  быть личностным, практико-ориентированным. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Таким образом, возникает необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. К наиболее эффективным технологиям, направленным на формирование читательской компетенции учащихся, применяемых мною, можно отнести технологию развития критического мышления,  прием «учебные ситуации», технологию проектной деятельности.

                       Технология развития критического мышления

      Меня заинтересовала технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Она способствует развитию навыка беглого, правильного и  осознанного чтения.

   Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков чтения, вдумчивой работы с текстом, информацией.

  Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий).

 

Технология развития критического мышления

1 этап - «Вызов»

(ликвидация чистого листа)

2 этап - «Осмысление»

(реализация осмысления)

3 этап - «Рефлексия»

(размышление)

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

 

   Приемы развития критического мышления на уроках на разных этапах могут быть различны. Они представлены в таблице.

Приемы развития критического мышления на уроках чтения на разных этапах:

1 этап - «Вызов»

(ликвидация чистого листа)

2 этап - «Осмысление»

(реализация осмысления)

3 этап - «Рефлексия»

(размышление)

Универсальные приемы, которые используются на всех этапах

- верные и неверные утверждения;

- корзина идей;

- мозговой штурм.

- инсерт,

- чтение с остановками,

 - схема «фишбоун»-«рыбий скелет»,

- таблица « плюс – минус - интересно»,

- таблица «ЗХУ»,

- «таблица – синтез»,