Беседа по нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Давайте будем вежливыми
Автор: Леготина Валентина Викторовна
Цель: Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях.
Задачи:
Образовательные: Учить детей осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.
Развивающие: Развивать навыки разговорной речи, умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.
Воспитывающие: Воспитывать желание быть вежливым. Побуждать детей к нравственным поступкам.
Оборудование:
· Картина-иллюстрация с фрагментом, где девочка уронила платочек, а мальчик поднял его;
· Книжка с рассказом В. Осеевой «Печенье»;
· Мультфильм по кота Леопольда с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.
Предварительная работа.
· Беседы: «Всё начинается со слова “здравствуй», “Всегда будь вежлив”, «Наши добрые дела»,
· Чтение С. Я. Маршак «Что такое хорошо и что такое плохо», «Урок вежливости», В. Осеева «Волшебное слово»,
· Дидактические игры и упражнения «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место»;
· Рассматривание картин, иллюстраций.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Ход беседы
I. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день ребята!
Дети: Здравствуйте! Добрый день!
Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение всегда окружает нас!
Мальчики и девочки! Сегодня у нас будет необычная беседа. А чему она будет посвящена, вы догадаетесь сами, прослушав четверостишия:
«Здравствуйте»
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
«Добрый день»
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
«Спасибо»
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
«Пожалуйста»
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
«Будьте добры»
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Воспитатель: Ребята, какие слова повторяются в стихотворениях?
Дети: Здравствуйте, добрый день, спасибо, пожалуйста, будьте добры.
Воспитатель: Правильно! А что это за слова? И какие они?
Дети: Добрые слова, волшебные слова, вежливые слова.
Воспитатель: Ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить и как называется наша беседа?
Дети: О вежливости и доброте!
Воспитатель: Да правильно! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей.
II. Основная часть.
1. Воспитатель: Ребята, у меня есть картина. Что вы на ней видите?
Дети: Девочка уронила платочек, а мальчик поднял его.
Воспитатель: Ребята, скажите, правильно ли поступил мальчик?
Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?
Дети: Возьми, пожалуйста, свой платочек!
Воспитатель: А что ответила девочка?
Дети: Спасибо тебе.
Воспитатель: Что можно сказать про детей, какие они?
Дети: Вежливые, добрые, ласковые, отзывчивые
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что девочка и мальчик говорили слова «пожалуйста», «спасибо».
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы называем такие слова добрыми, волшебными?
Дети: Потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее….
2. Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Волшебные слова». Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще…(здравствуйте)
Не проявляйте днем лень
Сказать при встрече…(добрый день)
Вы после завтрака могли бы
Сказать всем поварам…(спасибо).
Из вежливости, не из жалости
Почаще говори…(пожалуйста).
Когда уходишь всем на прощание
Скажи простое…(до свиданья)
Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.
3. Воспитатель: Сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.
Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
Воспитатель: Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?
- Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?
- Что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: «Налей нам чаю!»?
- Почему бабушка и мама молчали за столом?
- Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?
- Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? - Поняли ли они свою ошибку?
- А как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?
- Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?
-Почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?
Дети высказывают свои ответы на вопросы воспитателя
Воспитатель: Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми и внимательными к людям, а вот какие вы в нашей группе мы сейчас проверим.
4. Воспитатель: Кто должен здороваться первым при встрече - взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .
Воспитатель: Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? ((Передай, пожалуйста, хлеб…)
Воспитатель: Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помогите, пожалуйста, застегнуть пуговицу…)
Воспитатель: Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.
Воспитатель: Я думаю, что вы всегда будите вежливыми, отзывчивыми и внимательными друг к другу, к взрослым.
5. Воспитатель: Теперь давайте с вами поиграем в игру «Вежливые ребята».
«Однажды Вова Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Вова встал и сказал ей «Садитесь …( дети добавляют слово) пожалуйста». Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: … (дети договаривают) «спасибо». Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Вове, что надо держаться, но Вова быстро сказал ему: …….. «извините пожалуйста».
И мужчина улыбнулся и ответил: «Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Вова. Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: «Доброй, спокойной ночи!!!»
- А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?
- А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?
Дети: Да! Чтобы было хорошее настроение у всех!
Воспитатель: Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим «доброе утро», то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Какие ещё волшебные слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, до свидания, извините и др.
- А когда нужно говорить спасибо? (ответы детей)
- Если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить какими словами ?
Дети: «Спасибо» или «большое спасибо».
- А если вам сказали «Спасибо», что вы должны ответить? (пожалуйста)
- А когда вы уступаете место, как вы говорите? (садитесь пожалуйста)
-А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)
- Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае? (ответы детей)
- Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.
- Кого называют вежливым?
Дети: Кто знает все правила вежливости и их выполняет
Воспитатель: Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Ребята, а вы со своим собеседником или другом всегда употребляете добрые и вежливые слова?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: В завершении о нашей беседе я хочу вам предложить отрывок из мультфильма и спеть песенку кота Леопольда «Если добрый ты» (Музыка: Пляцковский М. Слова: Савельев Б.)
Дождик босиком
По земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день —
Это хорошо,
А когда наоборот, плохо.
Слышишь, как звенит
В небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты,
То всегда легко.
А когда наоборот, трудно.
С каждым поделись<