+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Знакомство детей с русской матрёшкой

Автор: Татьяна Корчагина

Проект: «Знакомство детей с русской матрёшкой»

 « Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»

Актуальность:                                                                 

  Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

  Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.

  Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой формы, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка). Учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

 

 

Задачи: формировать представления о русской народной игрушке;

·         вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

·         познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

·         развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

Ожидаемый результат:  Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

·         Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

·         Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Участники проекта: Дети 2 группы раннего возраста, воспитатель, специалисты Доу, родители.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу.

2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на мероприятиях,  проводимых в рамках проекта.

Для родителей:

Посильная помощь в пополнении сенсорного уголка игрушками – матрёшками.

 Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта: Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Мы весёлые матрешки, ладушки. ладушки», гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, тесто, салфетки, поднос.

 

 

 

Образовательная область

Вид детской деятельности

Содержание деятельности (формы работы с детьми, родителями и другими участниками проекта)

социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая, коммуникативная,

восприятие худ. литературы;

Беседа: «Знакомимся с матрешками».

 Дидактическая игра: «Разложи матрешек»

 Игра: «Веселый хоровод с матрешкой»

 Настольная игра «Найди парные матрешки»

 Пазлы «Сложи матрешку»

 Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»

Анкетирование родителей на тему: «Игрушка в жизни ребёнка»;

Блиц – опрос «Матрёшкины вопросы»

 

познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

Игровая, коммуникативная,

восприятие худ. литературы, познавательно-исследовательская;

Рассматривание игрушки матрёшки

Дидактическая игра: «Матрёшка большая, матрёшка маленькая»

НОД  «Весёлые матрёшки»

Создание картотеки игр с матрёшками

речевое развитие

Игровая, коммуникативная,

восприятие худ. литературы;

Чтение: «Сколько?» (А.Тайц)
Чтение «Матрешки» (Г. Таравкова)

Чтение «Матрешка» (О. Карелин)

Чтение «Матрешка» (З.Медведева)

Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)

        

художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

Игровая, коммуникативная,

восприятие худ. литературы, изобразительная,

музыкальная;

НОД Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»

НОД Лепка «Угощаем матрешек».

НОД конструирование: «Домик для матрёшек»

Разучивание танца 

«Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки».

 Слушание и пение детьми песни «Мы весёлые матрёшки…»

 

 

физическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая, коммуникативная,

двигательная.

Подвижные игры:

«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».

Пальчиковые игры: «Матрёшки»

«Мы матрёшки, вот какие крошки»

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате проведенной работы было отмечено:

         Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей; На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними; Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители; 70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.

Список литературы:

1.    Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.

2.    Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3.    Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

4.    Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

5.    Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

6.    Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

7.    Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

8.    Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

9.    Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.

10.  Сайты интернета.