Знакомство детей с русской матрёшкой
Автор: Татьяна Корчагина
Проект: «Знакомство детей с русской матрёшкой»
« Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
Актуальность:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой формы, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка). Учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи: формировать представления о русской народной игрушке;
· вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
· познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
· развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
Ожидаемый результат: Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
· Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
· Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Участники проекта: Дети 2 группы раннего возраста, воспитатель, специалисты Доу, родители.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
Для родителей:
Посильная помощь в пополнении сенсорного уголка игрушками – матрёшками.
Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта: Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Мы весёлые матрешки, ладушки. ладушки», гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, тесто, салфетки, поднос.
Образовательная область |
Вид детской деятельности |
Содержание деятельности (формы работы с детьми, родителями и другими участниками проекта) |
социально-коммуникативное развитие
|
Игровая, коммуникативная, восприятие худ. литературы; |
Беседа: «Знакомимся с матрешками». Дидактическая игра: «Разложи матрешек» Игра: «Веселый хоровод с матрешкой» Настольная игра «Найди парные матрешки» Пазлы «Сложи матрешку» Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами» Анкетирование родителей на тему: «Игрушка в жизни ребёнка»; Блиц – опрос «Матрёшкины вопросы»
|
познавательное развитие
|
Игровая, коммуникативная, восприятие худ. литературы, познавательно-исследовательская; |
Рассматривание игрушки матрёшки Дидактическая игра: «Матрёшка большая, матрёшка маленькая» НОД «Весёлые матрёшки» Создание картотеки игр с матрёшками |
речевое развитие |
Игровая, коммуникативная, восприятие худ. литературы; |
Чтение: «Сколько?» (А.Тайц) Чтение «Матрешка» (О. Карелин) Чтение «Матрешка» (З.Медведева) Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)
|
художественно-эстетическое развитие
|
Игровая, коммуникативная, восприятие худ. литературы, изобразительная, музыкальная; |
НОД Рисование «Украсим матрешкам сарафаны» НОД Лепка «Угощаем матрешек». НОД конструирование: «Домик для матрёшек» Разучивание танца «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки». Слушание и пение детьми песни «Мы весёлые матрёшки…»
|
физическое развитие
|
Игровая, коммуникативная, двигательная. |
Подвижные игры: «К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой». Пальчиковые игры: «Матрёшки» «Мы матрёшки, вот какие крошки»
|
В результате проведенной работы было отмечено:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей; На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними; Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители; 70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Список литературы:
1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
10. Сайты интернета.