+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Виды и формы домашних заданий и их эффективные способы проверки

Автор: Гламаздина Людмила Николаевна

Виды и формы домашних заданий

и их эффективные формы проверки (СЛАЙД)

 

Гламаздина Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7» г.Салават

250874mila@mail.ru

 

1.      Домашняя работа как важная форма организации обучения

Последние десятилетия ознаменованы пересмотром целесообразности домашней самостоятельной работы школьников. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими учителями были восприняты как прогрессивный шаг в гуманизации школьных отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. Как бы ни был эффективен урок, знания, полученные на нем, должны быть повторены и закреплены потом.

Домашняя учебная работа учащихся - важная форма организации обучения, которая  является неотъемлемой частью учебного процесса и органически входит в процесс обучения как его звено. Отличается от урочных занятий полной самостоятельностью, отсутствием руководства со стороны учителя. «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладеть знаниями и навыками» (Крупская Н.К.) Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы. (СЛАЙД)

Проблема формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения остается до сих пор одной из актуальных в образовательном процессе. От решения этой проблемы во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленное на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду.

В настоящее время перед школой стоит задача повышения качества знаний и умений школьников, подготовка их к самостоятельной трудовой и познавательной деятельности. В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся. Именно она призвана не только обеспечить усвоение школьниками определённой суммы знаний, умений, но и, что особенно важно, сформировать у них способности к самоорганизации, самоуправлению собственной деятельностью.

Это фундаментальное дидактико-методическое положение обретает особую значимость при реализации усовершенствованных программ, ориентированных на формирование у школьников умения учиться, что становится  особо актуальным в связи с переходом на федеральный  государственный образовательный стандарт. Успех ребенка зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности (СЛАЙД). Таким образом, организация домашней учебной работы является частью общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания.

Домашняя работа -  это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях. Ученику предлагается возможность самостоятельно выполнить часть учебной работы при предварительном обучении способам ее выполнения. Работа над заданием строго дозируется с учетом особенностей предмета, возраста, характера конкретного изучаемого материала, контролируется и часто самостоятельно оценивается. Выполняется это задание после уроков, дома, отчего и получило такое название.

 

Учебная самостоятельность включает в себя: (СЛАЙД)

Ø  Способность к обнаружению учебной задачи

Ø  Умение сделать выбор

Ø  Способность планировать

Ø  Способность обобщать

Ø  Творческую направленность

Ø  Познавательную активность

Ø  Развитие речевых умений

Ø  Самоконтроль и рефлексию

Таким образом, самостоятельное выполнение заданий вне класса - важный учебный навык, необходимый для полноценного формирования учебной деятельности.

 

2. Проблема организации домашней работы

Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке. Дома школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учёбы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.

Формирование у школьников положительного отношения к выполнению домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. (СЛАЙД)

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

 

3. Цели домашних заданий.

Цели, которые ставит учитель, задавая учащимся на дом задание, могут быть разными. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием. Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий: (СЛАЙД)

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

 

 

 

4. Виды домашних заданий. (СЛАЙД)

В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.

Все домашние учебные занятия могут быть разбиты на три группы: устные, письменные и учебно-практические. В начальной школе:

- к устным заданиям относятся: изучение и закрепление правил по учебнику, заучивание стихотворений, чтение текста и пересказ прочитанного и т. д;

- к письменным заданиям относятся: выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и изложений и т. п.

Важная роль в обучении принадлежит заданиям учебно-практического характера, требующим проведения наблюдений, опытов, применения физического труда, измерений, разборки и монтажа моделей, механизмов и т. п. В 3--4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания. У младших школьников это может быть ведение дневников наблюдений за погодой, выполнение различных поделок и несложных опытов, выращивание растений и т.п.

 

(СЛАЙД) По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:

подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы (подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал для составления и решения задач);

 

направленные на закрепление знаний, полученных на уроках,   выработку умений и навыков, способствующих практическому овладению методами учебной работы, применение полученных знаний на практике:  выучить наизусть стихи; проинсценировать произведения; прочитать по ролям; выучить формулы, правила, наблюдение в домашних условиях за превращением воды, ее переходом из одного агрегатного состояния в другое, проращивание семян; уход за комнатными растениями; уход за домашними животными (прежде чем включать в домашнюю работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости, подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему);

 

-- способствующие систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению: составление схем, таблиц; ребусов, кроссвордов, тестов; написание письма главному герою произведения или его автору;

 

способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе (найти интересные факты из жизни писателя и подготовить сообщение, рефераты, творческие проекты, создание презентаций);

 

направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей; (на уроке литературы - сравнить характеры героев произведения);

 

направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений; способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.

 

В школьной практике используются следующие формы домашних заданий по их организации: (СЛАЙД)

дифференцированные;

индивидуальные;

парные

групповые;

творческие;

одна на весь класс.

 

Дифференцированный и индивидуальный подход

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика, а также учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Важно учесть все параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе дифференцированный подход к учащимся, и найти, если не для каждого, то для отдельных групп школьников, оптимальный вариант домашней работы. Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся.

Для детей с ОВЗ составляет сложность овладение спецификой познавательных процессов обучающихся. Самым практичным способом преодоления данных сложностей – это применение дифференцированного и индивидуального подходов. Дифференцированный и индивидуальный подход по задаванию домашнего задания детям с ОВЗ широко применяется в современных школах.

Одним из способов дифференцирования работы являются задания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух - трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые используются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для всего класса, оно должно быть посильно для каждого ученика). Но и обычное упражнение должно быть предварительно разъяснено. Ученик имеет право задать вопросы по домашнему заданию и во время его объяснения, и во время проверки. Привычка выяснять то, что затрудняет в работе, свидетельствует о заинтересованном отношении к предмету.

Само разъяснение учителем домашнего задания должно вестись обстоятельно, но без излишней детализации. Чтобы учащиеся правильно поняли сущность задания и порядок его выполнения, учитель должен показать образец выполнения, т. е. разобрать аналогичные примеры или первые примеры из предлагаемого упражнения учебника.

Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.

В первую очередь, педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи в работе с детьми с ОВЗ: (СЛАЙД)

1. Необходимо повышать самооценку школьника.

2. Необходимо расширять представления  учеников об окружающем мире.

3. Развивать положительное отношение к учебной деятельности.

Для реализации данных задач педагог обязан создать довольно положительную обстановку  и настрой для последующей плодотворн6ой деятельности при учете интеллектуальных и психоречевых способностей школьника.

В дифференцированном и индивидуальном подходе, учитель при проверке домашнего задания, должен относиться к выполненной работе с пониманием того, что ученики могут совершать погрешности в силу своего здоровья, оказывать помощь при неправильном выполненном домашнем задании, формировать веру ребенка в свои силы, поощрять за проделанную работу дома, создавать «ситуацию успеха».

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Таким образом, дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности ребенка, основной целью которого является организация домашнего задания на основе учета индивидуальных способностей учащегося с ОВЗ, способности увидеть индивидуальность обучающегося и сохранение ее, помощь ученику в веру в собственные силы, обеспечение его максимального умственного развития, реализации личностного потенциала. Именно эти два подхода позволяют сделать выполнение домашних заданий более действенным.

 

Парная или групповая домашняя работа (СЛАЙД)

При выполнении парной или групповой учебной домашней работы пара или  группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Материки» (СЛАЙД) по окружающему миру школьникам предлагается собрать материал о климате, растительном и животном мире того ли иного материка. Учащиеся выполняют задание группой, создают творческие проекты в виде стенгазет, книг, альбомов (СЛАЙД).  Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке или, наоборот, подводят итоги усвоения изученных разделов программы по предмету. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

 Объединение усилий детей имеет свои преимущества: (СЛАЙД)

v  Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания

v  Положительная динамика и познавательной активности и творческой самостоятельности детей

v  Возрастает сплоченность класса, , взаимоуважение, способность адекватно оценивать свои и чужие возможности

v  Обучающиеся приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность,  гуманистические мотивы общения

v  Дети получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе, снижаются дисциплинарные трудности

v  Развитие навыков сотрудничества, в результате чего у ребенка формируется: (СЛАЙД)

- способность к рефлексии;

- саморегуляция в поведении;

- умение анализировать и логически рассуждать;

- навыки  эффективного  учебного взаимодействия;

- овладение навыками совместно-распределенной деятельности

- повышение уровня познавательной мотивации к учению

Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности ребенок чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем, поставленных целей и задач, что воспитывает у него веру в свои силы.  Таким образом, включая детей в активные формы учебного взаимодействия при выполнении групповых домашних заданий, мы создаем условия для развития познавательной активности его участников, что необходимо для развития умения учиться. От умения   сотрудничать к умению учиться (СЛАЙД)

 

Творческая домашняя работа (СЛАЙД)

В настоящее время возникают новые виды заданий для домашней самостоятельной работы, требующие не только репродуктивной деятельности, но и самостоятельного поиска пути решения, рассмотрения различных вариантов выполнения задания, т.е. творческой деятельности.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать также не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать  найденный материал (например, по теме «Памятники города Салавата») (2 СЛАЙДА). К творческим заданиям также относятся: рисунки, поделки, сообщения, рефераты, написание сочинений на необычные темы, сочинение стихов, загадок, сказок, творческие проекты (групповые и индивидуальные) и т.д. (СЛАЙДЫ) Если дети работают в паре или  группе над инсценировкой произведения, им необходимо время для изготовления костюмов и репетиций (2 СЛАЙДА). Самостоятельная творческая деятельность является наиболее эффективным видом самостоятельной работы (СЛАЙД).

 

Одна на весь класс

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

 

Таким образом, при правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся. Для учителя важно соблюдать не