Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса
Автор: Бойченко Ирина Дмитриевна
Отдел образования Администрации района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
приказ от __01.09.2018года № 877
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Основное общее образование, 6 класс
Количество часов:6Акл- 35часа
Учитель: Ирина Дмитриевна Бойченко
Программа разработана на основе программы
для общеобразовательных
учреждений Изобразитнльное искусство
5—8 классы
Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,
Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
издательство-Москва «дрофа»,
год издания: 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений Изобразитнльное искусство 5—9 классы
- авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
- Издательство: Москва «Дрофа», 2015 г.;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;
- Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год..
- Положение МБОУ СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных
идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
—формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
—овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
—воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта,
эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
—овладеть знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развить наглядно-образное, ассоциативное и логическое мышление, пространственное представление, художественные и творческие способности, интуицию, фантазию, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
Общая характеристика предмета
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами,
содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся моральнонравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рациональнологическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.
В основу программы положены:
—единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
—яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением
раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации
картин, отвечающих принципу доступности;
—система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как
важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
—система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология,
биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с
жизнью;
—соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 6 класса;
—направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы
и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих
понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте во-
круг нас.
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники
пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или
уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ СОШ №3 предусматривает по данной программе обязательное изучение изобразительного искусства на уровне основного общего образования в 6 классах – по 35часов(1час в неделю)
.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета 6класс
Рисование с натуры (8часов)
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приемы передачи освещенности в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов. Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Учебный и творческий натюрморт. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке. Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно-образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Натюрморт в технике алла прима. Перспективное изображение. Линейная перспектива. Воздушная перспектива
Контрольная работа на тему: Основы перспективного изображения
Рисование на темы, по памяти
и представлению (12часов)
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Колорит. Цветовая гармония. Пейзаж как образ Родины. Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Воздушное пространство в пейзаже. Композиционный центр картины. Работа над образом в композиции. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности. Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении). Наброски животных. Наброски фигуры человека. Этюды фигуры человека.
Контрольная работа на тему: Живописные зарисовки элементов пейзажа
Контрольная работа на тему: Образ человека в композиционных работах
Итоговая контрольная работа на тему: Композиционное искусство
Декоративная работа, художественное
конструирование и дизайн (10часов)
Народное декоративно-прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность и красота изделий народного декоративно-прикладного искусства. Костюмы Донских казаков. Народное и современное в декоративно-прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская. Принципы и приемы воплощения художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности. Орнаментальная композиция. Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных общественных сооружений.
Художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства .Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Художественное оформление книги Макетирование книги. Иллюстрация книги. Графические разработки эскизов печатной продукции: открытки, обложки книг. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобрaзительные и шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения. . Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации.
Геральдика. Символика Донского казачества. История появления гербов, их символическое толкование. Использование геральдических правил в изображении герба.
Контрольная работа на тему: Декоративное искусство и дизайн
Беседы об изобразительном искусстве
и красоте вокруг нас (5часов)
Архитектура. Деревянное и каменное зодчество России.
Образ человека в скульптуре. Скульптура Древнего мира; каменное зодчество в Москве; Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петебурге;
Музеи мира. Зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская картинная галерея,
Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана
Музеи России. Картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников; Значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и других замечательных русских художников; Образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова и М. Врубеля; Отечественные музеи и галереи: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.
Формы организации учебных занятий
· Лекция
· Практическая работа
Собеседование (индивидуальная беседа)
· Самостоятельная работа с книгой
· Самостоятельная работа
· Домашнее задание
· Групповая работа
· Фронтальная работа