Классный час "Осенняя пора…
Автор: Большакова Татьяна Владимировна
Классный час на тему «Осенняя пора…» 3-4 класс
Цель : Поддерживая искренний интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
2. Развивать воображение.
3. Продолжить знакомство с картинами великих русских художников и музыкальными произведениями русских композиторов.
4. Используя наглядные методы способствовать развитию целостного восприятия школьников.
5. Дать возможность проявить творческие способности.
Оформление: выставка поделок из природного материала, рисунки детей с изображением осени в разные осенние месяцы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска для просмотра картин с изображением осени.
Учитель
- Ребята, какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы.
- Одинакова ли природа в сентябре, октябре и ноябре?
- Какие краски вы использовали в своих рисунках для изображения природы в эти месяцы?
- Давайте понаблюдаем, как меняется природа осенью.
1 ученик
- Сентябрь- первый месяц осени. Зовут сентябрь – хмурень, ревун. Всё чаще хмурится небо, ревёт ветер. Всё чаще срываются листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодеры, не сорвут с леса весь его наряд.
Исчезли стрижи. Ласточки и другие перелетные собираются в стаи – и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь.
Воздух пустеет, холодеет. И вдруг как память о красном лете устанавливаются тёплые, ясные, тихие дни.
В лесу всё готовится к зиме, надежно прячется, тепло укрывается…А зайчиха опять принесла зайчат! Листопадничков!
2 ученик
- Октябрь – второй месяц осени. Грязник, листопад, зазимник называют этот месяц.
Покончив с первым своим делом –раздеванием леса,- осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Рыбы забиваются зимовать в ямы. Жизнь в воде замирает.
Замирает жизнь и на суше. Прячутся куда-то насекомые, мыши… Забравшись в сухие ямы ,застывают змеи. Звери – кто одевается в теплые шубки, кто набивает свои кладовые в норы, кто устраивает себе берлогу. Готовятся…
3 ученик
- Ноябрь – полузимник. То снег, то грязь. Треть свое дело завершает осень: Раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу: исхлёстанные дождями стоят черные деревья. Блестит лед на реке, - а поди сунься на него: треснет под ногой – и провалишься в ледяную воду. Это еще не зима, только предзимье. Еще нет-нет да выдастся солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку всё живое! Но крепко-накрепко заснули деревья, замерзли до весны, ничего на чувствуют.
Учитель
- Какой композитор посвятил музыкальные произведения каждому месяцу?
- Послушаем произведение, посвященное октябрю.( Звучит «Октябрь» П.И. Чайковского.,)
- Какие картины осени рисует ваше воображение при прослушивании произведения?
- Осени посвятили свои произведения многие писатели и поэты. Кто хотел бы поделиться своими находками? (Дети читают подготовленные заранее стихи)
- Некоторых ребят посетило вдохновение и они сочинили сами стихи об осени. (Дети читают свои стихи)
- Не могли обойти это время года и художники. Давайте полюбуемся некоторыми из них. (Репродукции картин русских художников: А. Саврасов «Живопись. Осень», В. Коркодым «Золотая осень», А.Васнецов «Осень», Е. Волков «Октябрь», И. Шишкин «Золотая осень», А. Куиджи «Осень», И. Левитан «Золотая осень» - на интерактивной доске)
- Какое настроение вызывают у вас эти картины?
-Народное творчество также не обошло осень. Интересные загадки придумал народ об этом времени года. Кто из вас нашёл такие загадки и готов их нам загадать?
Ученики (загадывают загадки)
Учитель
- А теперь я загадаю вам загадки.
1. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падёт – почернеет. (Лист)
2. Долговяз в траве увяз.
3.Все паны поскидали кафтаны, один пан не снял кафтан. (Лиственные деревья и ель )
4. Пал Палыч на воду пал, сам не утонул и воду не замутил. (Лист)
- В заключение нашего классного часа я хотела бы прочитать стихотворение М. Исаковского ( Читает наизусть)
Еще и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.
Еще рябины алые
Все ждут к себе девчат.
Но гуси запоздалые
"Прости-прощай!" кричат.
Еще нигде не вьюжится,
И всходы - зелены.
Но все пруды и лужицы
Уже застеклены.
И рощи запустелые
Мне глухо шепчут вслед,
Что скоро мухи белые
Закроют белый свет...