Рабочая программа 2 группа раннего возраста
Автор: Навматуллина Лада Мелисовна
Рабочая программа
2 группа раннего возраста
МДОУ Новоспасский детский сад №6
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………............................. 2
2. Возрастные особенности детей 2-3 лет……………………………………... 3
4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………….. 5
1. Календарно-тематическое планирование воспитательно –образовательного процесса……………………………………………………………………………….. 7
2. Взаимодействие с социальными партнерами………………………………. 20
1. Режим пребывания воспитанников в группе………………………………. 22
2. Структура реализации образовательной деятельности………………….. 24
3. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы…... 25
5. Использование современных образовательных технологий……………… 28
Приложения………………………………………………………………………….. 30
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа 2 группы раннего возраста является локальным актом образовательного учреждения, разработана на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. в соответствии с:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Содержание программы отражает реальные условия группы, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Режим работы – пятидневный, с 7.15-17.45, с 10,5 часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни– суббота, воскресенье и государственные праздничные дни.
Условием организации жизнедеятельности воспитанников являются следующие режимы дня: адаптационный режим, режим дня на холодный период года, режим дня на теплый период года.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Воспитанники группы имеют возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, медицинский, процедурный, сенсорную комнату.
Группа имеет огражденный прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. Срок реализации один учебный год.
2. Возрастные особенности детей 2- 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно -действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Целью рабочей образовательной программы является – планирование, организация и управление воспитательным процессом в группе раннего возраста.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей группы раннего возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи программы:
1. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской , трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непрерывной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями.
4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике)
3.Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволят решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному “ минимуму“).
4.Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственные отношение к развитию дошкольников.
5.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7.Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только непрерывной образовательной деятельностью, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8.Предпологает построения образовательного процесса в формах работы с детьми ( игра).
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие ,речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие .
5. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»; имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
• Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым; принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру, с удовольствием участвует в наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Календарно-тематическое планирование
воспитательно –образовательного процесса
Дни недели |
Образовательная область |
Содержание темы |
|
|||||||
Организационная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
Самостоятельная образовательная деятельность |
Взаимодействие с родителями |
|||||||
Сентябрь 1-я неделя |
||||||||||
понедел.
|
Р |
Чтение худ. литературы |
Игра : «Солнышко» |
Рассматривание солнечных иллюстраций |
Понаблюдать за солнцем |
|||||
вторник |
П |
ФЭМП |
Игра: «Найди домик для мишек» |
Проговаривание стихотворений, потешек |
Прочитать произведения о животных |
|||||
|
Х-Э |
Рисование. Знакомство с карандашами и бумагой |
Закрепить название деревьев на прогулке |
Рассматривание осенних иллюстраций |
Собрать листики |
|||||
|
Р |
Чтение худ. литературы |
|