Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса
Автор: Бойченко Ирина Дмитриевна
Отдел образования Администрации района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
приказ от __01.09.2018года № 877
|
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Основное общее образование, класс
Количество часов: в 8Акл-34часа
Учитель: Ирина Дмитриевна Бойченко
Программа разработана на основе программы
для общеобразовательных
учреждений Изобразитнльное искусство
5—8 классы
Авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина,
Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
издательство-Москва «дрофа»,
год издания: 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Примерная программа для общеобразовательных учреждений Изобразитнльное искусство 5—9 классы
- авторы: С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, И. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. Е. Долгоаршинных,
- Издательство: Москва «Дрофа», 2014 г.;
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;
- Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год..
- Положение МБОУ СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных
идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
—формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
—овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
—воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта,
эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
—овладеть знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
—развить наглядно-образное, ассоциативное и логическое мышление, пространственное представление, художественные и творческие способности, интуицию, фантазию, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
Общая характеристика предмета
Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами,
содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся моральнонравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рациональнологическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.
В основу программы положены:
—единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
—яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением
раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации
картин, отвечающих принципу доступности;
—система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как
важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
—система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология,
биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с
жизнью;
—соблюдение преемственности в изia.азительном творчестве младших школьников и учащихся 8 класса;
—направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы
и т. д.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ СОШ №3 предусматривает по данной программе обязательное изучение изобразительного искусства на уровне основного общего образования в 8 классах – по 35часов(1час в неделю) :
В связи с праздничными днями 1мая 2019г в 8А класс - 34 часа.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета 8класс
Рисование с натуры(11часов)
Трехмерное восприятие картины мира. Законы линейной перспективы. Перспектива прямоугольника и круга.
Обратная перспектива в средневековом изобразительном искусстве. Явление световой перспективы. Построение вспомогательных формообразующих частей. Теория теней. Светотеневые характеристики предметов. Длина и направление падающих теней. Изменение восприятия объемной формы. Пограничный контраст в условиях естественного и искусственного освещения. Передача в рисунках конструкции, пропорций, пространственного расположения, перспективного сокращения, объема, тональных отношений изображаемых объектов, а также художественной образности предметов. Цвет как средство выражения переживания от встречи с прекрасным. Живописные отношения и пространство в натюрморте. Особенности изображения предметов первого и второго плана. Световая и цветовая перспектива в пейзаже. Особенности выполнения рисунка мягкими художественными материалами (уголь, сангина). Изображение с натуры предметов быта, природы, гипсовых моделей орнаментов, деталей архитектуры, натюрмортов, развитие умения видеть их красоту. Особенности построения предметов сложной формы. Изображение головы человека: пропорции, характерные черты, мимика. Наброски и зарисовки фигуры человека. Особенности работы художника над образом изображаемого человека.
Особенности графики. Зарисовка предметов быта в карандаше. Виды печатной графики.
Интерьер во фронтальной плоскости. Интерьер под углом зрения. Интерьер с натуры «угол учебного кабинета». Изображение интерьера «Рабочее место». Построение. Светотеневое изображение.
Фигура человека в статичных позах. Зарисовка фигуры человека с натуры. Автопортрет. Фигуры человека в движении. Зарисовка движущийся фигуры с натуры.
Контрольная работа на тему: Предметы в линейной перспективе.
Рисование на темы, по памяти(12часов)
и представлению
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению.
Композиционные закономерности (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе,
единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.). Многофигурная композиция в закрытом и открытом пространстве. Сравнительная характеристика двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).
Живопись. Цветотоновые отношения. Особенности работы постелью. Развитие пейзажной живописи. Зимний пейзаж. Городской пейзаж (урбанистический). Цветовые иллюзии Свет и тень. Портрет акварелью. Портрет гуашевыми красками.
Композиционное изображение сюжета с движущейся фигурой. Статичные композиции. Динамичные композиции.
Контрольная работа на тему: Правила и приёмы построения движущейся фигуры человека.
Контрольная работа на тему: Цветотоновые отношения в портрете и пейзаже.
Декоративная работа, художественное
конструирование и дизайн (10часов)
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах.. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи.. Экранный язык в изобразительном искусстве. Раскадровка. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Проект. Создание собственного проекта. Презентация проекта.
Шрифтовая композиция.
Итоговая контрольная работа на тему: Художественно-творческие проекты.
Беседы об изобразительном искусстве
и красоте вокруг нас (2часа)
Беседа «выдающиеся художники России 18-20 веков. Картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
Значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и других замечательных русских художников; Образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова и М. Врубеля;
Отечественные художники современники.
Формы организации учебных занятий
· Лекция
· Практическая работа
Собеседование (индивидуальная беседа)
· Самостоятельная работа с книгой
· Самостоятельная работа
· Домашнее задание
· Групповая работа
· Фронтальная работа
· Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности