+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конструирование на технологическом подходе как способ развития технического творчества дошкольников

Автор: Ткаченко Ольга Евгеньевна

Конструирование на технологическом подходе как способ развития технического творчества дошкольников

Конструирование на технологическом подходе как способ развития технического творчества дошкольников

Ткаченко О. Е., воспитатель, МБУ детский сад №22, Тольятти

ФГОС ДО называет конструирование одной из деятельностей дошкольного возраста, которая должна обеспечиваться специальной педагогической работой со стороны педагога и применением специальных технологий. В теории и практике разработано достаточно видов конструирования из разного материала (по образцу, по схеме, по условиям и т. д.). Однако остро стоит задача не просто формирования конструктивных умений, а развития инженерного мышления, интереса к миру конструирования реальных технических объектов, широкого ознакомления с творческой деятельностью людей в сфере технического творчества и производстваРазвитие только конструктивных умений и получение опыта конструирования из различных материалов обеспечивает интеллектуальное и речевое развитие, но не является гарантией того, что у детей будет заложен интерес и уважение к миру технического творчества человека. Вопрос «перевода»конструктивной деятельности в плоскость технического творчества и является предметом нашего экспериментального исследования.

Наше увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой, Е. В. Фешина, В. А. Кайе. В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – придумали форму творческого конструирования, основанную на моделирующей технологической идее. На наш взгляд такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.

Наш подход мы назвали технологическим. Под технологией в данном контексте мы понимаем порядок изготовления (производства) какого-либо продукта, изделия в промышленных условиях. Всегда - это определенный последовательный процесс, который выполняется современными умными машинами. Основная идея подхода: можно предложить детям создавать современные умные машины, своеобразные комплексы, которые выполняют последовательные действия и в итоге создают продукт (готовая рубашка, пирожное, чипсы, пицца и т. п.).

Создание такой умной машины является прекрасным мотивирующим моментом для работы. Для создания таких машин нужно:

-- изучить технологию создания объекта (кто и как производит, какие интересные машины задействованы, люди каких профессий создают продукт) – т. е. выполнить роль исследователя

-- принять на себя роль инженера-конструктора, изобретателя, способного творить оригинальные машины – моделировать технологические процессы

-- встать на продуктивную позицию – подбирать материалы для реализации задумок, выполнять действия конструирования

-- выполнить роль успешного инженера, презентующего собственный созданный механизм.

Наш технологический подход к организации моделирующе-конструктивнойдеятельности детей дает следующие преимущества и вклад в детское развитие:

- расширяется представление детей о производстве, производственных процессах и, соответственно, продуктах этого производства – продуктах и бытовых вещах, окружающих ребенка

-на этой основе формируется желание узнать и понять, а далее и воспроизвести, и улучшить, процессы создания вещей и продуктов

-формируется интерес к профессиям, связанным с техническим творчеством, формируется уважение к техническому гению человека

- формируется творческий, креативный подход к конструированию, имеющий под собой разумную основу, а именно, вопросы «для чего»«в какой последовательности»«как удобнее для решения поставленных задач».

- формируется умение работать в команде креаторов, умение обсуждать предложения с объективной точки зрения, умение предлагать свои технические решения

- и конечно весь комплекс выгод и преимуществ для становления психического и развития моторики, задаваемых зрелой моделирующе-конструктивной деятельностью.

Вот именно такие машины, на технологическом подходе, мы и предлагаем конструировать с детьми. Что получается в итоге – завод мороженого на колёсах, комбайн, который сразу на поле готовит чипсы, перерабатывающий яблоки в сок подвижный комплекс и т. п. – это необычные машины, которые делают ребенка творцом- инженером, да, на детском уровне. Но это то основание, на котором может формироваться инженерное мышление и опыт инженерно-конструкторской деятельности.

При работе по предлагаемой нами технологии важно соблюсти этапы:

Первый этап работы – мотивирующее-ориентационный и познавательный – педагог вводит детей в предстоящую ситуацию творческого моделирования. Знакомит с современными машинами, с процессом создания продукта в промышленных условиях. Здесь хорошую помощь оказывают программы канала «Дискавери» «Как это работает» и аналогичные, которых много на просторах Интернет. Дети видят, как умная техника, при минимальном участии человека, выполняет сложные операции. Педагог совместно с детьми восхищается, комментирует, включает детей в беседу. В результате ставится вопрос – как же самим создать такую машину, для чего бы её хотели дети и как она бы работала.

Второй этап – креативнай – педагог вводит детей в ситуацию совместного технического творчества. По сути, применялся метод мозгового штурма. Создается схема последовательности технологических процессов, которые должны будут воплотиться в машине для того, чтобы добиться результата. Например, для создания мороженого нужно в молоко добавить вкусовые добавки, перемешать, разлить по формам, заморозить, упаковать. Дети вычленяют эти ключевые моменты, выстраивают производственную линию, рисуют схему. Именно по этой выделенной линии начинается моделирование целостного комплекса.

Третий этап - моделирующий – дети группы (с помощью педагога) создают примерный чертёж того, что будет построено. Сначала рисуется колёсная база, кабина оператора, и после воспроизводится технологическая линия – проговаривается, как должно выглядеть устройство для, напимер, производства чипсов от начала до конца.

Четвертый этап – конструктивный – это воплощение нашей схемы в строительном материале. Оговоримся сразу, мы настраиваем детей на то, что постройку из конструктора надо дополнять всякими иными материалами (бросовым, элементами готовых игрушек и проч.) Мы считаем, что это добавит функциональности постройке, и разовьет гибкость мышления детей, умение видеть в окружающем аналогии и пользоваться ими.

Значимым в нашем подходе является то, что мы закладываем идею последовательности и связи. Когда дети моделируют и конструируют, они ещё и продумывают, как сырьё будет двигаться в машине – мы закладывает шланги и трубы! Фактически, дети получают не статичную модель, а модель, за которой стоит понимаемая функция, ребенок видит узлы и их назначение, и из-за этого понимает применяемые материалы. Это крайне интересный этап, когда дети совместно обсуждают, из чего бы сделать задуманную часть или деталь. Они предлагают, обосновывают, опровергают друг друга. Педагог включён в этот процесс как рядовой участник.

Пятый этап – презентационный. На выходе получается постройка, по которой дети рассказывают, что она способна делать, раскрывая именно последовательность и качество действий. Важный этап в работе по технологии, обеспечивающий эмоциональное удовлетворение работой. Дети в форме отчета перед родителями, перед сверстниками, в форме выставки или репортажа рассказывают о своей машине, подчеркивая её функциональность и разумность - и собственный вклад в разработку. Кроме того предполагается, что созданная машина остается в группе и включается в игровой процесс.

На рисунке представлен весь цикл работы в рамках нашего подхода.

Можно спорить, является ли предлагаемая нами технология действительно технологией развития детского технического творчества, которое сейчас активно связывают с робототехникой и ЛЕГО- конструированием. На наш взгляд именно внесение культурологического аспекта и широкого ознакомления с миром техническихпрофессий и необычных машин, а так же собственный разумный опыт создания машин, создаст условия для формирования интереса к инженерной деятельности и техническому творчеству.

Хотелось бы отметить и следующий практический аспект применения нашего подхода к организации работы по технического творчества. В его рамках не выставляются требования к уровню конструктора – т. е. возможно конструировать и на серьёзных ЛЕГО-наборах, и на старом конструкторе россыпью, который чаще и есть в распоряжении воспитателей. Многие детские сады не имеют материально-технической базы для развития технического творчества в формате робототехники, а реализовать потребности детей в творчестве такого рода просто необходимо.