Конспект по экологии "Мы и природа
Автор: Вагина Татьяна Ивановна
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи:
- Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
-развивать экологическое и эстетическое воспитание детей.
-воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь родному краю.
Средства:
- иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик , подорожник ,иван-чай, ландыш, ромашка, малина, липа).
-
Способы:
- Беседа о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- загадки о лекарственных растениях.
- продуктивная деятельность.(рисование)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
« Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ»
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в мир лекарственных трав. Добро пожаловать в мир трав. Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку:
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожни)
Воспитатель показывает картинку подорожника.
Воспитатель : Почему он так называется? Чем полезно это растение?
Ответы детей.
Воспитатель: Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.
Воспитатель:
- На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Выставляется иллюстрация иван-чая.
Воспитатель:
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.
Воспитатель:
Белый горошек,
Воспитатель:
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель:
Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.
-Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (Ромашка)
-Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушенная в запасе
От простуды лечит нас. (Малина)
-В парках дерево растёт,
Аромат, когда цветёт.
От простуды и при хрипах
Что поможет? Цветы – ...(Липы)
Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края.
Воспитатель: Назовите правила сбора лекарственных трав.
Дети:
-Цветки собирают, когда растение цветет.
- Корневища - позднее осенью, когда плоды уже осыпались.
- Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.
- Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель предлагает нарисовать лекарственные растения для альбома «Зеленая аптека»
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А чтобы мы не болели предлагаю чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Будьте здоровы.