Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Игнатьева Ольга Георгиевна
Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Актуальность и значение проблемы.
“Музыкальное воспитание –
Это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание
человека”.
Сухомлинский В.А
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым полноценным членом общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть индивидуальностью, личностью.
Собственно человеческое начало формируется в дошкольном возрасте. Но быть человеком – это значит не только быть “таким как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами. Один из главных документов образовательной сферы “Конвенция ООН о правах ребенка” – развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте: “Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности”.
Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.
Д. Шостакович говорил: “Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”.
Действительно, музыка вызывает к жизни еще не осознанные мысли и чувства, веру в свои внутренние силы, в свое призвание.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает внутреннюю красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Н.А.Ветлугина пишет: “Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективной, социальной общественной музыкальной среды с субъективными переживаниями ребенка, приобщенного к музыке…”
В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства.
Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, В.Герчик, М.Раухвергер, Е.Теличеева, А.Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности для детей.
Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.
Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий.
“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие”.)
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтеров, И.П.Павлов.
П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к выводу, – умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н.А.Метлов в своей диссертации “Обучение пению детей старшей группы детского сада” ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. (Метлов Н.А. Музыка детям.– М.1985).
Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте проанализировала А.Д.Войнова. (Развитие чистоты интонации а пении дошкольников – М.1960 г.)
Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад а него внесли такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Аймазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яровский, Д.Т.Зинич, Н.Д.Орлова, Т.В,Волчанская, С.И.Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус – оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.
Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Данную задачу мы видим во всех современных программах музыкального развития.
“Гармония” К.В.Тарасовой – развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности.
“Синтез” К.В.Тарасовой – введение дошкольников в мир музыки, приобщение к истинно прекрасному.
“Интоника”, “Здравствуй” М.А.Лазарева – стимуляция психофизических качеств детей через музыкальную эмоцию.
“Искусство слышать” Л.В.Школяр – развитие у детей способности моделирования процесса художественного творчества.
“Радуга” – развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.
“Детство” – растить детей здоровыми, жизнерадостными.
В.В.Кирюшин – его сказки предназначены для занятий по теории музыкального изучения нот, интервалов.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех ступеней его жизни. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуемые в дошкольном воспитании, развивают музыкальность детей. Музыкальность развивается тем быстрей, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким – либо видам музыкальной деятельности, и наиболее благоприятным периодом начала обучения является дошкольный возраст.
1.2 Особенности детского певческого голоса.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому я постоянно обращаю внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.
Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.
Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.
В своей работе я не забываю о том, что мельчайшая сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды в голосовых связках даже могут лопнуть от напряжения. Кровоизлияние в область голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портит голосовые связки, но и снижает слух. Для расслабления мышц шеи перед пением я использую упражнения с плавными движениями рук, наклонами головой вперед, назад, и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных “У”, и “О”, но не “И”, которая сужает гортань.
На занятиях совершенствуем детское дыхание, занимаемся дыхательной гимнастикой. Во время пения, упражняем артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличии от скрытой для глаз работы мышц глотки и гортани. Поэтому на занятиях я часто использую правильный показ, дети легко и охотно копируют движения нижней челюсти, губ, щек, языка, которые при пении максимально активны.
Пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Применяя в упражнениях разного рода гласные и согласнее, я вызываю активизацию голосового аппарата.
Для пения дошкольников, голос, которых находится в детской стадии развития, характерно голосовое фальцетное звучание, лишь какой – либо насыщенности (безтембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пеня взрослых.
Исследования в области физиологии возраста показали, что основные показатели звукоизвлечения – высота тона, динамика звука определяются работой 2 групп мышц:
· Вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки;
· Передних, натягивающих голосовые связки;
В работе я постоянно помню о том, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т.е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При использовании грудного регистра в большей степени имеет сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, то ест плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.
При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.
Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом. На начальном этапе я беседую с детьми на эту тему. Говорю, что нельзя кричать, петь на улице в холодную и сырую погоду, нельзя петь во время болезни.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д.Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах “ми I окт – си I окт”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Перед началом обучения дошкольников пению я определяю диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремлюсь систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.
Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни взрослых, которые им технически не доступны, дети преодолевают трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата. Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.
В своей работе про обучении детей пению я считаю необходимым:
1. Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
2. При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
3. Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
4. Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
5. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках;
6. Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%.