+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Автор: Туева Екатерина Александровна

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников

        В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром”. В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность. В своей работе с детьми часто наблюдала, как игра формирует у ребенка положительное отношение к труду, служит средством исправления некоторых отклонений в поведении детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты зависят от влияния, которое игра оказывает на развитие психики ребенка и на становление его как личности в целом.

        Одной из форм практической деятельности по оптимизации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников считаю применение игровых технологий.

        Сама реальная игровая деятельность дает множество возможностей решить целый ряд социально-психологических, воспитательных и педагогических задач. В игре формируются новые социальные качества личности. Игровая деятельность как целенаправленный процесс выполняет ряд функций. Это креативные, психологические, социальные (взаимодействие в рамках определенных норм), физические (соревновательность и развитие физического потенциала) функции.

Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.

        Согласно ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача “формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности

        Социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение нового социального материала только частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии ребенка с социальной средой. В самом же главном и существенном оно происходит в играх. Детские игры являются средством вхождения во всю полноту человеческих отношений. Продолжительность периода детства человека, обусловлена именно необъятностью того социального содержания, которое ребенок должен усвоить в играх.

        Следует выделить еще одну недостаточно оцененную особенность ролевой игры. Ребенок всегда чувствует себя ребенком, как бы эмоционально он ни входил в роль взрослого. Он видит себя через взятую на себя роль, т. е. через взрослого человека, сравнивает себя со взрослым и понимает, что он еще ребенок. Это осознание происходит в процессе игры. В результате у ребенка и возникает новый мотив — стать взрослым и осуществлять его функции в реальной жизни.

        Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. У ребенка при этом возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и желание быть взрослым.

        При этом и другие виды детской деятельности тоже могут влиять на формирование новых потребностей, но ни в одном виде деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых как в игре.

        Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения, которые существуют среди взрослых. Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.

         Из собственного опыта работы знаю - игра является школой морали в действии, а не только в представлении, т.к. она способна моделировать конфликты, решить которые в практической сфере деятельности очень трудно или вовсе невозможно. В данном случае игра является не только физической тренировкой, но и выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, играет большую роль и в формировании дружного детского коллектива, а так же в формировании самостоятельности, что особенно важно для ребенка-дошкольника.

        В дошкольном возрасте игра является важным условием психического развития и становления самосознания. Она занимает значительное место в жизни детей. Я считаю, что наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное ее назначение – социально- коммуникативное развитие ребёнка, то есть усвоение норм и правил поведения в социуме, овладение определёнными умениями и социальными навыками. 

        Наблюдая за детьми, которые имеют большую игровую практику вижу, что они намного легче справляются с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Играя, ребенок пробует себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры. В игре дети передают внутреннее состояние того героя, которого они в данный момент изображают. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему. Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, позднее в центре их внимания оказываются отношения между взрослыми людьми и, только потом, правила построения этих отношений.         Сюжет – это та область действительности, которую дети воспроизводят в игровой деятельности. 

        Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно

        Игры могут носить чисто импровизированный  характер или иметь заранее продуманный сценарий.  Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.

        Основная цель сюжетно – ролевой  игры в детском саду -   развитие  творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой   игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт, – список игр для детей достаточно большой. 

        Моя роль, роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам. 

        Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации.

 Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей. 

При подготовке к сюжетно-ролевой игре важно четко определить игровые правила и действовать постепенно, усложняя задачи. Подбираем игру, соответствующую программным требованиям, учитывая возраст детей, проводим предварительную работу с дошкольниками. 

Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. 

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых  игр.

 В группе для проведения сюжетно-ролевых игр создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры.         Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре.

 Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.

        С целью успешной социализации воспитанников и приобщения их к отечественной литературе мы проводим сюжетно-ролевые игры на основе литературных произведений, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Литературное произведение, в частности его персонажи и сюжет, служат основой для построения сюжетно-ролевой игры.

Сначала в совместной с педагогом деятельности воспитанники знакомились с произведением и проигрывали его в театрализованной деятельности, затем под руководством педагога дети начинали играть с участием  персонажей   из этого произведения, но вводили  свои правила игры, дополняли сюжет. Например, на основе сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» дети строили с помощью конструктора-лего зоопарк, где директором являлся дедушка Дмитрий, а внучка его главной помощницей. Во время стройки у детей шел постоянный диалог, они учились осуществлять совместную деятельность, договариваться и приходить к общему мнению. Когда зоопарк был построен, ребята начали его заселять животными, и одним из первых пришел жить в зоопарк олень с серебряными копытцами. Позже для оказания животным медицинской помощи к дедушке и внучке мог прийти Айболит… Каждый раз условия игры менялись, и в зоопарк приходили разные персонажи из других литературных произведений. Данная сюжетно-ролевая игра, по результатам педагогического наблюдения, способствовала развитию социальных навыков у дошкольников: интереса к социальному общению, потребности в овладении умениями и навыкам общения, стремления к самовыражению, умения извлекать информацию из источников соответствующего уровня, владения нормами и правилами социального общения и сформированности внеситуативно-личностной формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, произвольности поведения.

Значимый результат дала работа с родителями: они активно участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, помогали в создании предметно-развивающей среды группы, активно использовали сюжетно-ролевые игры на основе литературных отечественных произведений в семейном воспитании. 

        Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями я провела ряд консультаций: «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль современной игрушки в жизни детей». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. 

        Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но они научились улаживать их самостоятельно.