Конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" и "О ознакомление с окружающим миром" (мир природы) "Синичкин день
Автор:
Ход занятия:
Звучит музыка “Как прекрасен этот мир”. На мольберте рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок»
Воспитатель: Я не зря включила эту музыку «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую - нибудь из загадок природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, сбросили свой пестрый наряд. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только, на улице похолодало, многие птицы засуетились как будто их кто- то напугал.
- Почему это происходит?
Воспитатель. Чтение стихотворения. К. Мухаммади
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
- Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам.
- Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих птиц.
Воспитатель: Мы загадки с вами отгадаем, какая птица спряталась - узнаем. (Дети загадывают друг – другу по очереди загадки, и вывешивают иллюстрации с изображением птиц).
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
В серой шубке перовой, и в морозы он герой. Скачет, на лету резвится, не орел, - а все же птица!
(Воробей)
Не дворник, не плотник, а первый в бору работник. (Дятел)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (Снегири).
Не дрозд, не синичка, не лебедь, не утка, но эта вот птичка, хоть и невеличка, только лютой зимой. (Клёст).
Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. (Синица). Вот птичка так птичка, всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова)
Воспитатель: Игра «Найдите зимующих птиц» (воспитатель предлагает детям выбрать картинку с изображением птицы).
- А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли «чужих».
Воспитатель: C давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день , т. е., день встречи зимующих птиц. Издавна люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
- Почему именно Синичкин день? Да потому что, Синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Воспитатель: - А какие ещё приметы или пословицы вы знаете, связанные с птицами вы знаете? (ответы детей) В старину по приметам определяли погоду.
Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
Ворона кричит зимой – у метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Воспитатель: Игра «Птицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда». (стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели! » все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо! » детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул. МУЗЫКА
Воспитатель: - Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, послушайте
дети по очереди говорят:
Синица:
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки,
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Воспитатель: Не только птичка – синичка остаётся зимовать, но и другие птицы.
- Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей) (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц)
Воспитатель: - Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.
- Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1.
Воспитатель: - Ребята, вот вам семейное задание:
Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц.
А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. Когда будете насыпать корм, то говорите приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки.
Дети одеваются и выходят на участок. Одни выносят кормушки, другие корм. Взрослые помогают развесить кормушки. Дети насыпают корм в «Синичкиной столовой»
Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!
Ребенок: « Покормите птиц зимой!» А. Яшин.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.