+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Опыт индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы

Автор: Чернова Наталья Александровна

 

  Хочу поделиться с коллегами опытом индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы. Не имея опыта работы с такими детьми, мы, воспитатели поняли, что должны быть методически грамотными, просвещенными в предоставлении инклюзивного образования, что значит обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.                                                                                      Нас никто не учил работать с такими детьми, опыта и самоотдачи оказалось недостаточно, нужны были знания, чтобы мы могли находить правильные решения в каких-то нестандартных ситуациях при организации воспитательно-образовательного процесса, разработать план сопровождения.     «Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации…» - таковы требования программы по ФГОС. К сожалению, на курсах повышения квалификации, которые мною были пройдены, этой темы коснулись только вскольз. Очень многие педагоги заинтересованы были бы в обучении. Конечно же, с коллегами обсудили некоторые проблемы, потому что тема суперактуальна и у всех много вопросов. Многие  педагоги занимаются самообразованием, поэтому могу рекомендовать к обучению вебинары, где можно получить какие-то общие рекомендации. Лично мне помогли вебинары И.А.Смирновой, кандидата педагогических наук Института специальной педагогики и психологии Санкт-Петербурга.                                                                           Сначала мы познакомились с общей характеристикой ребенка-инвалида с ДЦП, а затем с индивидуальными особенностями нашей воспитанницы. У девочки, пришедшей в среднюю общеразвивающую группу детского сада, была недостаточно развита тонкая моторика, общая координация движений нарушена. Отмечался повышенный мышечный тонус (спастичность) в конечностях (в связи с заболеванием ДЦП), интеллект сохранный, речь в норме.                            Нами был разработан план индивидуального сопровождения ребенка-инвалида, находящегося в общеразвивающей группе. Изначально администрацией детского сада обговаривался вариант работы тьютора, что и было сделано. Такой человек, имеющий опыт работы с такими детьми, был принят на работу. В первую половину дня с 8.00 до 11.00 час. девочка находилась на его сопровождении, что несколько облегчало работу воспитателя, так в группе было еще 5 детей с повышенной гиперактивностью. В старшей группе, когда всех сложных детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития перевели в группы конпенсирующей направленности, мы отказались от помощника.                         Определили цель: обеспечение педагогической поддержки ребенка-инвалида с ДЦП.                                                              Поставили задачи:                                                                              1. Создать благоприятные условия для социальной адаптации, атмосферы гуманного и доброжелательного отношения, чтобы ребенок благополучно адаптировался и был принят детской группой, с желанием посещал образовательное        учреждение.                                                                                      2. Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития.                                                                      3.    Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии, развитии мелкой    моторики.                     4. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.                                                                                     В группе девочка находилась среди своих сверстников целый день, которые не заметили ее особенностей, участвовала во всех видах деятельности (режимные моменты, занятия, прогулки, экскурсии, различные мероприятия) и очень комфортно себя чувствовала.  Социальная адаптация прошла быстро и легко, так как девочка очень общительна, с удовольствием шла на контакт, играла со взрослыми и с детьми. Сложнее было адаптироваться к предметной обстановке группы. Большое пространство совсем незнакомое, непознанное, так манило разбежаться. А, разбежавшись, не могла вовремя остановиться. Сначала часто падала, спотыкалась, не могла понять, на что можно опереться, а на что нельзя. Но постепенно освоилась, стала хорошо ориентироваться в помещении. Главной задачей было обеспечение для ребенка индивидуального подхода и минимизирующего риска для здоровья. В специально созданной среде она не нуждалась, а вот безопасная среда была необходима. Нужна была поддержка, особенно помощь при спуске и подъеме на ступеньках лестницы, при выполнении физических упражнений на зарядке, на физкультурных занятиях, на прогулке, чем и занималась тьютор, когда девочка посещала среднюю группу.                                                                 Осуществляя комплексный подход к работе с ребенком-инвалидом, были задействованы специалисты ДОУ. Музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатель ИЗО деятельности - все вели с ребенком индивидуальную работу в соответствии с планом сопровождения.                                                                Особое внимание нами уделялось физическому развитию и развитию мелкой моторики. Совместная деятельность с ребенком по физическому развитию интегрирована в образовательное пространство группы ДОУ, проводилась в системе и была основана на индивидуальном     подходе:             - по развитию основных движений на физкультурных занятиях и прогулке (ходьба, упражнение на равновесие, координацию, метание, подвижные игры);                                                              - на занятиях познавательного цикла:  динамические паузы  и физминутки;                                                                                      - в ходе утренней и бодрящей гимнастики: упражнения на растяжку, профилактика осанки, плоскостопия,    зрения     др.  - два раза в неделю проводились индивидуальные занятия по рекомендации психолога (графомоторные функции);                  – ежедневно - игры, творческие задания на развитие мелкой моторики или ручной умелости: игры с пальчиками, конструкторы, мозаики, пазлы, рисование, лепка, работа с ножницами, выполняются   задания    в       тетради       по           моторным навыкам.  Надо отметить, что девочка всегда занималась с желанием.                                                                     На протяжении 3-х лет пребывания, за исключением некоторых периодов, которые девочка находилась на реабилитации (простудными заболеваниями практически не болела), имелась устойчивая динамика: хорошо адаптировалась к предметной обстановке в группе, старалась не отставать от других детей, проявляла самостоятельность в самообслуживании, в подготовке к занятиям (подготовка своего рабочего места: принадлежности, свой специальный стул). Всегда добивалась результата, упорно шла к цели. Если не успела закончить поделку или рисунок на занятии (темп деятельности снижен), обязательно доделывает вечером. Очень важно было учитывать интересы и способности ребенка, поддерживать стремление и инициативу. Всегда делали акцент на ее сильные стороны, а имеющиеся трудности развивали. На утренниках читала стихотворения, участвовала в сценках, в танцах. Музыкальный руководитель продумывала специальную партию для ребенка в вальсе, польке (где боковой галоп), чтоб девочка не была ущемлена. Свои способности и талант воспитанница успешно проявила в чтении стихов. Своим волшебным талантом она завораживает всех зрителей. Девочка с четырех лет активно принимает участие в фестивалях и конкурсах различных уровней, имеет грамоты и дипломы:                                                                                            - участие в конкурсе чтецов и авторских стихотворений ДОУ «Лишь ты смогла, моя Россия»,  диплом за I место;                       - участие в Открытом городском конкурсе чтецов и авторских стихотворений «Лишь ты смогла, моя Россия» - III место, диплом; дважды была участницей муниципального фестиваля художественного творчества детей-инвалидов «Кораблик надежды»,          грамоты;                                                                  - участница Смотра номеров девятого «Всемирного Парамузыкального фестиваля», за свой номер получила диплом участника; ХI фестиваля творчества людей с ограниченными возможностями «Мне через сердце виден мир»,       диплом;                                                                              - участница конкурса рисунков для детей с ограниченными возможностями «Сердцу милая сторонка», посвященному 80-летию со дня образования Мурманской области, диплом I    степени;                                                                                              - участница творческих мероприятий, как член  городской танцевальной и вокальной студии. Жизнерадостная, общительная, добрая любит дарить людям радость. Вместе со своими друзьями в детском саду вступила в детское волонтерское движение «Добрые сердца», в течение учебного года участвовала во многих социальных акциях.      ……               Хочется еще сказать о взаимодействии и сотрудничестве с родителями. Мы старались всегда подбадривать нашу родительницу, рассказывая ей об успехах ребенка, подчеркивать сильные стороны, ни в коем случае не давали рекомендации по методам лечения, мы не врачи, обсуждали только методы педагогической поддержки. Привлекали к планированию, к участию в образовательной деятельности и различных мероприятиях, к взаимодействию со специалистами ДОУ. Таким образом мама могла видеть, какое отношение к ее ребенку в группе детей, родителей и педагогов. Ребенок полноправный участник процесса, чувствует себя комфортно, ощущает свою принадлежность к обществу. Всегда с мамой старались придерживаться единства подходов к воспитанию. Благодаря чему сложились отношения сотрудничества, взаимопонимания     и поддержки.…                                          Из опыта работы своих коллег хотела бы акцентировать внимание на трудностях, с которыми часто сталкиваются педагоги в работе с родителями таких деток. Они часто переживают разочарование, отчаяние или депрессию. Данное состояние особенно характерно для матерей. У некоторых затянувшаяся депрессия способствуют появлению состояния отчуждения или замкнутости, гиперопеки или предъявления к ребенку таких жестких требований, которые негативно влияют на психику и развитие ребенка. Во всем должна быть мера. Воспитатели могут обозначить проблему и посоветовать родителям обратиться к семейному психологу. Итогом работы воспитателей с родителями является формирование у них установки на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком.                                              Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в ДОУ является воспитание, как у детей, так и у родителей, у педагогов - терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. По работе с семьями хочу рекомендовать учебное пособие И.А.Смирновой «Моя семья. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. 3-7 (8) лет». Предназначено для социально-коммуникативного развития.  Позволяет также интегрированно развивать речь, мышление, восприятие, моторику, память и внимание детей, воспитывать положительные личные качества. Может использоваться педагогами и родителями детей с ограниченными   возможностями здоровья.                         Программу подготовительной группы ДОУ наша воспитанница освоила в полном объеме (за исключением параметров физического развития по общему заболеванию).                 ……                                                          Таким образом, можно говорить о том, что в группах общеразвивающей направленности можно успешно реализовать инклюзивную практику, если создаются для этого все условия.