Статья о реализации регионального компонента в ДОУ
Автор: Третьякова Валентина Витальевна
После реконструкции наш детский сад функционирует уже 8 лет. С первых дней своей работы педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, созданию необходимых условий для становления национального самосознания детей дошкольного возраста, воспитания у них чувства патриотизма, толерантности к людям разных национальностей.
С этой целью в группах с помощью сотрудников ДОУ, родителей оформляются уголки краеведения. В них входят предметы быта, татарские и удмуртские костюмы, дидактические игры по приобщению детей к культуре родного края, картинки и иллюстрации с достопримечательностями Республики, города.
В методическом кабинете имеется медиатека с презентациями: «Край родниковый – Удмуртия моя!» Они оформлены в форме мини-экскурсий по ознакомлению детей с историческими условиями жизни и быта удмуртов и татар. Таким образом современные ИКТ – технологии позволяют расширить знания детей в области краеведения. Также имеются и другие презентации «Дефиле татарских костюмов», «Дефиле удмуртских костюмов», «Татарская национальная кухня», «Удмуртская национальная кухня»
Реализуя региональный компонент педагоги активно внедряют проектный метод. Так в средней группе воспитателями реализован проект «Вместе с куклой я расту». В программе работы проекта большое внимание уделялось ознакомлению детей с особенностями костюма русских, удмуртов и татар на примере кукол.
А в разновозрастной группе воспитателями совместно с музыкальным руководителем велась работа над проектом «Театральные ладушки», результате которого было поставлено два спектакля по мотивам удмуртской и татарской сказок.
Большое внимание сотрудниками ДОУ уделяется приобщению к национальной культуре через создание условий развивающей предметно-пространственной с среды как в группах, так и на территории детского сада.
В детском саду проводятся различные праздники, развлечения, посвященные традициям народов, проживающих в Удмуртии. На мероприятия привлекаются персонажи удмуртских и татарских сказок:
Обыда, Лопшо-Педунь, Дыдыке Апай, Вумурт, Убырлы Карчык, Аю
Куян, Буре, Тельке, Былыт, Кояш,Яз
За время работы детского сада педагогами собраны и систематизированы методические комплексы по приобщению детей к национальный культуре – сценарии праздников, развлечений, игр и дидактических пособий
Педагоги используют в работе с детьми народные игры удмуртов, татар и русских. Создана картотека народных игр.
В МБДОУ имеется литература по приобщению детей к национальной культуре, идет постоянная работа по обогащению библиотечного фонда по данной теме. В дошкольном учреждении созданы условия для ознакомления детей с народными музыкальными инструментами, предметами быта, национальными костюмами. По данным направлениям создан передвижной мини-музей, а воспитателями подобран соответствующий материал для тематических экскурсий: «Устройство удмуртской, татарской избы:
· «Знакомство с удмуртским, татарским народным ремеслом,
· «Вятский народный промысел: дымковская игрушка»,
· «Народный (удмуртский, татарский) досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники»,
· «Деревенская улица: народные календарные праздники круглого года»
· С детьми старшего дошкольного возраста ведется работа по знакомству с символами государственности Удмуртии.
Музыкальный руководитель, которая ведет кружок «Театральные ладушки», знакомит детей с героями удмуртских и татарских сказок. Ею разработаны несколько сценариев для театрализованных постановок по мотивам удмуртских и татарских сказок.
С целью знакомства детей с народными музыкальными инструментами, их внешним видом, устройством, историей возникновения. Музыкальным руководителем проводятся экскурсии в мини-музее
В детском саду имеется литература по приобщению детей к национальной культуре. По данной теме библиотечный фонд постоянно пополняется . В передвижном мини-музее проводятся экскурсии для педагогов ДОУ, а также и для родителей.
Педагогический коллектив детского сада постоянный участник семинаров, проводимых «Центром ремесел», где педагоги обучаются изготовлению предметов народного творчества (обереги, амулеты, куклы и т.д.)
В целях самообразования и обмена опыта в национальном направлении воспитатели детского сада посещают выставки в дошкольных и школьных учреждениях Республики.
Сотрудники детского сада принимают участие в культурно-массовых мероприятиях по приобщению к национальной культуре: фестиваль театральных коллективов, народный праздник «Гербер», туристический слет.