+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мандалатерапия как инструмент социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Автор: Кецкало Алина Дмитриевна

«Педагогический проект»

Тема проекта:

«Мандалатерапия как инструмент социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

 

 

 

Автор конкурсной работы:

Кецкало Алина Дмитриевна

Педагог-психолог МАДОУ д/с №185 города Тюмени

Рада познакомится, меня зовут Кецкало Алина Дмитриевна. Я педагог-психолог МАДОУ д/с №185 города Тюмени.

     Уже с самого детства я знала, что свяжу свою профессию с детьми и с помощью людям. Ведь психолог, в первую очередь – это «плечо», к которому может прижаться каждый ребенок.

     В 2016 году я закончила Тюменский государственный университет институт психологии и педагогики, специальность: педагог - психолог. В данный момент обучаюсь по направлению: управление образованием, магистр педагогики.

     Мое жизненное кредо: «Сердце отдаю детям», которое я позаимствовала у великого В.А. Сухомлинмкого.

Содержание

1.Пояснительная записка
2.Этапы реализации проекта
3.Приложение
1.Пояснительная записка

Тема проекта:«Мандалатерапия как инструмент социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Направление проекта: формирование и развитие социальных качеств, норм, ценностей, развитие эмоционально – волевой  сферы детей с ОВЗ.

Вид проекта: игровой.

Сроки реализации: 2 года.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (октябрь – декабрь 2016г.);

2 этап – практический (январь 2017г. -  май 2018г.);

З этап – заключительный (июнь - август 2018г.).

Количество часов: 1 час в неделю.

Цель: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов мандалатерапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

1.Понизить уровень эмоционального напряжения у детей с ОВЗ;
2.Социализировать детей с ОВЗ в группе сверстников;
3.Способствовать сохранению психического здоровья детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат: включение детей с ОВЗ в группу сверстников, коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

Используемые методики и технологии: арт-терапия, цветотерапия, релаксация и визуализация

Формы организации с детьми: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Технические средства: интерактивная доска, раздаточный материал с образцами мандал, аудиозаписи, карандаши, мелки и т.д.

Практическая реализация проекта в образовательной организаии: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. 

1 этап- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

    

Первый этап включает в себя изучение психолого – педагогической литературы по данной теме, объединение детей в подгруппы, создание безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, использованы развлекательные (контактные) игры с мандалами. Подготовка материала, поиск аудиозаписей.

2 этап -  ОСНОВНОЙ

     Второй этап предполагает основную работу в подгруппах детей. Использованы в основном игровые (с принятием ролей, правил) и неигровые приёмы (сказкотерапия, анималотерапия, художественно-эстетическая деятельность). Правила работы с мандалой.    
     Проходят беседы с детьми: «Что такое мандала?», где дети предполагают, фантазируют на данную тему, потом слушают рассказ педагога-психолога и смотрят иллюстраии различных мандал (на листах А4, плетение мандал, лепка мандал и т.д.). Дальше детям показано на практике, как используются мандалы, при помощи раздаточного материала.

Далее дети раскрашивают заготовленные мандалы, работа сопровождается подборкой музыки. После раскрашивания дети придумывают историю своего изображения, фантазируют и делятся (по желанию) с другими участниками группы и педагогом – психологом своей историей. Происходит формирование установки позитивного отношения к себе. Развитие творческого потенциала. Развитие саморегуляции, самовыражения. Снятие внутреннего напряжения.

Создание мандалы – раскраски. Внутреннее успокоение, сосредоточение и «заряжение» положительной энергией. Также дети имеют возможность создать свою мандалу – раскраску, либо мандалу – аппликацию, при помощи заранее заготовленных атрибутов (песка, цветной бумаги, различных бусинок и и.д.), здесь же используется прием снятие агрессии и мышечных зажимов, когда дети готовя атрибуты для изготовления мандал, сами рвут бумагу. Снятие внутреннего напряжения. Коррекция мелкой моторики рук.

3 этап -  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

     Третий этап включает закрепление позитивной социализации в совместных играх детей. Использованы игровые и неигровые приёмы, которые способствуют включению детей с ОВЗ в группу сверстников, взаимопониманию, вырабатывают навыки рефлексии и контроля. 

      Используются сюжетно-ролевые игры («Учитель- ученик», «Художник – натурщик», где дети меняются ролями, каждый пробуя себя в новой роли, тем самым адаптируясь и социализируясь. Также применялись такие игры как: подвижные, музыкальные, игры – драматизации.

     Для развития ребенка, как личности составлялись выставки: «Я умею творить». В результате реализации психолого- педагогического проекта: достигнуто снижение тревожности и агрессивности, сформирован устойчивый интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, повысился уровень активности в разных видах деятельности; подобраны педагогические технологии для достижения планируемых результатов.

     Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.