+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Урок по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" на тему "Образ города и тема чиновничества в комедии

Автор: Щербакова Наталья Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4» г.о. Шуя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему: «ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ» (8 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Щербакова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Цели урока:

·      предметные: развивать умение анализировать текст комедии Н.В. Гоголя, каким изображен уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголем, определить роль уездного города в истории России, соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;

·      развивающие: отработать навык анализа драматического произведения, развивать умение подбирать цитаты, развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение самостоятельно работать с историческим материалом и литературным текстом;

·      воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию, формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Задачи урока:

·         - личностные: вызвать интерес к анализируемому материалу; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств;

·         - метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи;

 

Тип урока: урок словесности.

 

Форма урока: урок- исследование, урок-путешествие.

 

Методы и приемы: частично-поисковый (слово учителя, эвристическая беседа с последующим выводом, работа по тексту – подбор цитат, иллюстрирующих утверждения, словарная работа).

 

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: презентация «Образ города и тема чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», фрагмент  фильма по пьесе «Ревизор» (1952 г.) (электронный учебник «Энциклопедия русской литературы»).

 

Эпиграф: В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…
Н.В.Гоголь

ХОД УРОКА:

1.    Организационный момент.

2.    Вступительное слово учителя. Введение темы и целей урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о великом русском писателе Н. В. Гоголе и самой известной его комедии – «Ревизор». Вспомним, что вы узнали о комедии.

 Ответы: узнали, как и когда была создана комедия, кто подсказал Гоголю сюжет для написания  и где происходит действие комедии.

 -  А сегодня мы совершим путешествие в уездный город N, который писатель выбрал местом действия своего произведения.

- Ребята, приезжая в незнакомый город, на что прежде всего обращает внимание путешественник?

Ответы учеников:

- Внешний вид города.

- В каком состоянии находятся здания, дороги.

- Как одеты горожане (и т.д.)

Учитель:

- Вот и нам предстоит уяснить, каким  изобразил Гоголь уездный город в комедии, какие порядки там царят и насколько типичной была подобная картина для николаевской России.

- Итак, в путь!

3.    Лексическая работа (лексическое значение словосочетания «уездный город»).

Учитель:

- Гоголевский город N является уездным. Поэтому нам необходимо понять, что же такое «уездный город».

Сообщение учащегося:

-Уезд — низшая административная, судебная и финансовая единица в Российской Империи, а также в РСФСР впервые годы после Октябрьской революции. В результате административной реформы в 1927 уезды были преобразованы в районы. Включал город и присоединённые к нему волости. Управлялся княжеским наместником, а с начала XVII века — воеводой, выполнявшим военные, административные и судебные функции.

4.    Географическое положение  города N.

Учитель:

-Мы выяснили, что такое уездный город. А теперь определим, где же этот город расположен. Россия такая большая, куда же именно мы должны отправиться?

Учащийся:

- Городок находится далеко от столицы, в глубине России. Хлестаков едет из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, второй месяц как из Петербурга.

Учитель:

- А есть ли у города название? (Нет.) Как вы думаете, почему?

(- Перед нами безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства.

 - Местоположение его - “везде – нигде”.

 - “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь”, - говорит Городничий.

- Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно. Проследим это тексту.

5.    Гостиница и трактир.

     Учитель:

- Вот мы приехали в город. Где мы остановимся? Правильно, в гостинице. Давайте посмотрим, как выгладит городская гостиница. Найдите описание в тексте. (Д I.)

Учащиеся зачитывают примеры из текста. (Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд и др.).

Учитель:

- Да, в такой гостинице сидеть не очень приятно. Предлагаю вам выйти из нее и прогуляться по улицам. Что мы видим на этих улицах?

6.Улицы города.

Просмотр фрагмента из кинофильма (сцена «Едет Ревизор»)

 

Учащиеся:

- Улицы города грязные, в центре его «навалено сорок телег мусору».

- «На улицах кабак, нечистота!».

- « … чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».

Учитель:

-Уездные города того времени были похожи друг на друга, так как строились по одному плану: в центре – большая площадь, на которой располагались здания различных государственных учреждений. В каком бы веке мы ни жили, всегда есть люди, которые нуждаются в помощи властей. Власть в уездном городе осуществлялась государственными учреждениями, которыми управляли чиновники. Давайте запишем, что же значит слово «чиновник».

7.Лексическая работа (лексическое значение слова «чиновник»).

Сообщение учащегося:

- Чиновник -  в царской России - государственный служащий, имеющий чин. В обыденном языке часто чиновниками называют также иных лиц, обладающих той или иной распорядительной властью, или даже просто иные лица, имеющих большую важность и относительную защищенность.

  8.Государственные учреждения (работа в группах).

Учитель:

- С какими государственными учреждениями мы познакомились в комедии? (Больница, суд, училища, почта, полиция). Давайте их посетим.

[В ходе анализа заполняется схема.  Работа с карточками.]

 

 

Итак, первое учреждение – это

а) БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (больница), как они назывались в XIX веке.

Учитель:

  Интересно, кто же заведует подобным учреждением? (Земляника Артемий Филиппович)

– Охарактеризуйте Артемия Филипповича Землянику, используя высказывания самого Земляники.

1 группа учащихся: (СЛАЙД 2,3)

- Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». Больные у него «все как мухи выздоравливают».

- В больницах грязно. «Сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь».

- Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает, но «лечит» людей. Земляника признается: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

- Городничий дает Землянике указание: надеть чистые колпаки на больных, «над каждою кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке.. всякую болезнь, когда кто заболел, которого дня или числа».

Следующее важное государственное учреждение – это

б) ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА (суд).

-  Давайте отправимся туда.

– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.

2 группа учащихся: (СЛАЙД 4)

- Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что тот прочитал пять или шесть книг.

- Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

- Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно.

- Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

- Земляника доносит на Ляпкина-Тяпкина: «Судья… ездит только за зайцами…» От заседателя «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода».

Одной из задач государства является обеспечение населения образованием. Отправляемся в

в) УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЯ  (уездное училище).

    – Что Гоголь говорит нам о преподавании в уездном училище?

– Кто же контролирует училище? (Лука Лукич Хлопов). Дайте его характеристику, используя цитаты.

3 группа учащихся: (СЛАЙД 5)

    - Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Самая опасная должность, ведь учёность никогда в России не ценилась. «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

- В училищах тоже беспорядок. Хлопову объявлен выговор. Учителя там «имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». Один корчит гримасы, которые заставляют думать, что «вольнодумные мысли внушаются юношеству». Другой «объясняет с таким жаром», что ломает стулья.

Хорошо. Следующее государственное учреждение, которое мы посетим, - это

г) ПОЧТОВОЕ ВЕДОМСТВО (почта).

- Кто заведует почтой города N? (Иван Кузьмич Шпекин). Как он выполняет свои обязанности.

4 группа учащихся: (СЛАЙД 6)

    - Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер. Он «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении: посылки задерживаются…». Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет.

- Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…».

- Какое еще государственное учреждение города N мы не охарактеризовали? Правильно, это

д) ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

В каждом уездном городе было полицейское управление. Оно должно было обеспечивать порядок в городе. А чем занималась полиция города N?

5 группа учащихся: (СЛАЙД 7)

 - Мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке.

- В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе.

- Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.