Урок по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" на тему "Образ города и тема чиновничества в комедии
Автор: Щербакова Наталья Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4» г.о. Шуя
Урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему: «ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ» (8 класс)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Щербакова Наталья Владимировна
«ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Цели урока:
· предметные: развивать умение анализировать текст комедии Н.В. Гоголя, каким изображен уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголем, определить роль уездного города в истории России, соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;
· развивающие: отработать навык анализа драматического произведения, развивать умение подбирать цитаты, развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение самостоятельно работать с историческим материалом и литературным текстом;
· воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию, формировать эстетическое восприятие средствами литературы.
Задачи урока:
· - личностные: вызвать интерес к анализируемому материалу; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств;
· - метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи;
Тип урока: урок словесности.
Форма урока: урок- исследование, урок-путешествие.
Методы и приемы: частично-поисковый (слово учителя, эвристическая беседа с последующим выводом, работа по тексту – подбор цитат, иллюстрирующих утверждения, словарная работа).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Образ города и тема чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», фрагмент фильма по пьесе «Ревизор» (1952 г.) (электронный учебник «Энциклопедия русской литературы»).
Эпиграф: В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…
Н.В.Гоголь
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Введение темы и целей урока.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о великом русском писателе Н. В. Гоголе и самой известной его комедии – «Ревизор». Вспомним, что вы узнали о комедии.
Ответы: узнали, как и когда была создана комедия, кто подсказал Гоголю сюжет для написания и где происходит действие комедии.
- А сегодня мы совершим путешествие в уездный город N, который писатель выбрал местом действия своего произведения.
- Ребята, приезжая в незнакомый город, на что прежде всего обращает внимание путешественник?
Ответы учеников:
- Внешний вид города.
- В каком состоянии находятся здания, дороги.
- Как одеты горожане (и т.д.)
Учитель:
- Вот и нам предстоит уяснить, каким изобразил Гоголь уездный город в комедии, какие порядки там царят и насколько типичной была подобная картина для николаевской России.
- Итак, в путь!
3. Лексическая работа (лексическое значение словосочетания «уездный город»).
Учитель:
- Гоголевский город N является уездным. Поэтому нам необходимо понять, что же такое «уездный город».
Сообщение учащегося:
-Уезд — низшая административная, судебная и финансовая единица в Российской Империи, а также в РСФСР впервые годы после Октябрьской революции. В результате административной реформы в 1927 уезды были преобразованы в районы. Включал город и присоединённые к нему волости. Управлялся княжеским наместником, а с начала XVII века — воеводой, выполнявшим военные, административные и судебные функции.
4. Географическое положение города N.
Учитель:
-Мы выяснили, что такое уездный город. А теперь определим, где же этот город расположен. Россия такая большая, куда же именно мы должны отправиться?
Учащийся:
- Городок находится далеко от столицы, в глубине России. Хлестаков едет из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, второй месяц как из Петербурга.
Учитель:
- А есть ли у города название? (Нет.) Как вы думаете, почему?
(- Перед нами безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства.
- Местоположение его - “везде – нигде”.
- “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь”, - говорит Городничий.
- Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно. Проследим это тексту.
5. Гостиница и трактир.
Учитель:
- Вот мы приехали в город. Где мы остановимся? Правильно, в гостинице. Давайте посмотрим, как выгладит городская гостиница. Найдите описание в тексте. (Д I.)
Учащиеся зачитывают примеры из текста. (Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд и др.).
Учитель:
- Да, в такой гостинице сидеть не очень приятно. Предлагаю вам выйти из нее и прогуляться по улицам. Что мы видим на этих улицах?
6.Улицы города.
Просмотр фрагмента из кинофильма (сцена «Едет Ревизор»)
Учащиеся:
- Улицы города грязные, в центре его «навалено сорок телег мусору».
- «На улицах кабак, нечистота!».
- « … чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».
Учитель:
-Уездные города того времени были похожи друг на друга, так как строились по одному плану: в центре – большая площадь, на которой располагались здания различных государственных учреждений. В каком бы веке мы ни жили, всегда есть люди, которые нуждаются в помощи властей. Власть в уездном городе осуществлялась государственными учреждениями, которыми управляли чиновники. Давайте запишем, что же значит слово «чиновник».
7.Лексическая работа (лексическое значение слова «чиновник»).
Сообщение учащегося:
- Чиновник - в царской России - государственный служащий, имеющий чин. В обыденном языке часто чиновниками называют также иных лиц, обладающих той или иной распорядительной властью, или даже просто иные лица, имеющих большую важность и относительную защищенность.
8.Государственные учреждения (работа в группах).
Учитель:
- С какими государственными учреждениями мы познакомились в комедии? (Больница, суд, училища, почта, полиция). Давайте их посетим.
[В ходе анализа заполняется схема. Работа с карточками.]
Итак, первое учреждение – это
а) БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (больница), как они назывались в XIX веке.
Учитель:
– Интересно, кто же заведует подобным учреждением? (Земляника Артемий Филиппович)
– Охарактеризуйте Артемия Филипповича Землянику, используя высказывания самого Земляники.
1 группа учащихся: (СЛАЙД 2,3)
- Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». Больные у него «все как мухи выздоравливают».
- В больницах грязно. «Сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь».
- Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает, но «лечит» людей. Земляника признается: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
- Городничий дает Землянике указание: надеть чистые колпаки на больных, «над каждою кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке.. всякую болезнь, когда кто заболел, которого дня или числа».
Следующее важное государственное учреждение – это
б) ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА (суд).
- Давайте отправимся туда.
– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.
2 группа учащихся: (СЛАЙД 4)
- Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что тот прочитал пять или шесть книг.
- Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».
- Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно.
- Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».
- Земляника доносит на Ляпкина-Тяпкина: «Судья… ездит только за зайцами…» От заседателя «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода».
Одной из задач государства является обеспечение населения образованием. Отправляемся в
в) УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЯ (уездное училище).
– Что Гоголь говорит нам о преподавании в уездном училище?
– Кто же контролирует училище? (Лука Лукич Хлопов). Дайте его характеристику, используя цитаты.
3 группа учащихся: (СЛАЙД 5)
- Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Самая опасная должность, ведь учёность никогда в России не ценилась. «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
- В училищах тоже беспорядок. Хлопову объявлен выговор. Учителя там «имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». Один корчит гримасы, которые заставляют думать, что «вольнодумные мысли внушаются юношеству». Другой «объясняет с таким жаром», что ломает стулья.
Хорошо. Следующее государственное учреждение, которое мы посетим, - это
г) ПОЧТОВОЕ ВЕДОМСТВО (почта).
- Кто заведует почтой города N? (Иван Кузьмич Шпекин). Как он выполняет свои обязанности.
4 группа учащихся: (СЛАЙД 6)
- Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер. Он «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении: посылки задерживаются…». Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет.
- Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…».
- Какое еще государственное учреждение города N мы не охарактеризовали? Правильно, это
д) ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
В каждом уездном городе было полицейское управление. Оно должно было обеспечивать порядок в городе. А чем занималась полиция города N?
5 группа учащихся: (СЛАЙД 7)
- Мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке.
- В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе.
- Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.