+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

План-конспект урока по чтению "А. С. Пушкин "Зимний вечер

Автор: Кухарева Татьяна Алексеевна

МБОУ Брасовская сош имени В. А. Алексютина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:      А.С.Пушкин «Зимний вечер»

 

                    (Урок литературного чтения в III классе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Учитель:Кухарева Т.А.

 

 

  

 

 

Тема урока:     А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Цели:  добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического      

           героя.

Задачи: 

        образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

        развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

        воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.

Тип урока:  совершенствование знаний, формирование умений и отработка     

                       навыков.

Материал для чтения:  А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Оборудование урока:

        учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,

          В.Г.Горецкий

       «Поурочные разработки по литературному чтению» 3 класс, С.В.Кутявина

        Тесты (презентация)

        Электронная презентация к уроку

        Тексты стихотворения

        Словарь

        Выставка книг – произведения А.С. Пушкина

        Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька»

(из альбома «Времена года»)

      Аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер» (Исполняет Гедда Николай)

  Физкульт-минутка для глаз (музыкальная презентация).

                                            

 

 

 

                                                  Ход урока.

I Этап. Организационный момент. (Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности) (2 мин.)

Вводное слово учителя.

1,2 – выше голова,

3,4 – плечи шире,

5,6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается?       (Лит. Чтение)

-  Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится.  Вы готовы начать урок?      (Да)

II этап . Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. (Цель: Повторить знания детей о Пушкине)     (5 мин.)

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут..

Слайд 2 Портрет Пушкина.

-Вы узнали этого поэта?     ( Пушкин)

-Это строчки А.С.Пушкина.  С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные  сказки, стихи, созданные Пушкиным.

С целью повторения знаний о Пушкине, пройдем тестирование.

Тестирование (презентация). (2-3мин.)

(Самооценка учащихся)

-Молодцы.

III. этап.    Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения . (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа)   (8 мин.)

- А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был  Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой?

Слайд 3. Портрет Пушкина-ребенка.

-Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

- Кто знает, как звали няню поэта?     (Арина Родионовна)

- Верно. Это- Арина Родионовна. Узнавая о ней, мы должны формировать представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Слайд 4. Портрет няни.

-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её  своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.)

Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.

Слайд 6. Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина»

-       На этой картине художник Николай Николаевич  Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском.

-       Что вы видите на картине?       (Пушкина, няню и друга)

-       Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья  общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.

-       Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной   собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. И.С.Аксаков вот что пи- шет про няню Пушкина:

           Слайд 7.              Так вот кто первая вдохновительница,

                                        первая муза первого истинно русского

                                        поэта, это – няня…

                                        Да будет же ей, этой няне, от лица

                                        русского общества вечная благодарность.

                                                                                               И.С.Аксаков.

-            Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество.

-            Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта?  (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки).  

-     А за что он благодарит няню?    (ответы учащихся)

-            Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;

-            для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей;

-            она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;

-            няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;

-            от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

- В очередной ссылке Пушкину приказано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии (Слайд 8). Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника. Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки (Слайд 9).    Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».

  Физкульт- минутка для глаз (музыкальная презентация )

IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.)     (17 мин.)

1.      Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».

2.      Проверка первичного восприятия стихотворения.

-         Понравилось ли вам стихотворение?       (Понравилась)

-         Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?    (Чувство грусти, печали)

-         От чьего имени ведется рассказ?     (от имени автора)

-         Какое настроение у рассказчика?    (грустное)

-         Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя,  определить ритм, рассмотреть рифму.

     Слайд 10.   Картина зимнего вечера

3.       Слайд 11.       Словарно- лексическая работа. Записаны слова и словосочетания:

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

  4. Слушание романса «Зимний вечер»

  -Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс.

(Звучит запись романса)

-       Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?    (да)

5.     Чтение текста  стихотворения с анализом

-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением).

- 1 часть.

Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?

(Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек)

-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

 (Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)

-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)

- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.

- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы?      (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?       (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

-2 часть.

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?            (О няне)

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя старушка», «Мой друг»)

-Какое настроение у автора?         (Грустное)

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?       («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

-3 часть.

- Найдите слова, отражающие настроения автора.       («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне.        («Добрая подружка»)

-С какой просьбой он обращается к няне?           ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?          (      Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)

4 часть.

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним.             (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу?         (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению?      (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.

Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)

V этап.   Формирование умений и отработка навыков  (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания)       (8 мин)

1.     Обобщающая беседа.

  -Для чего автор написал это стихотворение?

  (-Чтобы рассказать о своих чувствах.

  -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

  -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

 - Как мы называем стихотворения о чувствах человека?       (Лирическими).

 2.    Предварительно, чтобы создать лирическую атмосферу перед чтением этого стихотворения,  дети слушают отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька».

Словарная работа: Слайд 12.     Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания.

Слушание произведения с закрытыми глазами.

-Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает  своим теплом душу человека, который сидит у камелька.

  3.   Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно и при помощи музыки.

 4.   Выразительное чтение стихотворения учениками.

VI этап.  Оценка учебных достижений, подведение итогов урока.  Рефлексия. (Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке)      (5 мин.)

1.     Вывод.

- Скачать публикацию