+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методические рекомендации по проведению инновационных форм занятий в сфере дополнительного образования

Автор: Криницына Елена Константиновна

 

  Методические рекомендации по проведению  инновационных форм занятий в сфере дополнительного образования

 

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называют новшествами. Термин «инновация» в настоящее время является одним из самых употребляемых в нашей стране и применяемым в различных сферах деятельности человека. Слово «инновация» произошло от латинского слова «innovus» (in — в и novus — новый) и переводится на русский язык как «новинка», «обновление», «изменение". Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека. Основная цель обучения в музыкальной школе - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
 В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

 

 В связи с этим в последние годы в школах появилось понятие «инновационный урок». Инновационным изменениям урока подлежит:
1) в первую очередь само понятие «урок», его изменение по отношению к современной ситуации;
2) типология урока, т.к. новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид;
3) методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;
4) методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки;
5) форма подготовки и проведения урока учителем.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией
.

 

Но инновационным урок делают не только информационно-коммуникационные, мультимедийные или иные технологии. Инновационный урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий. Это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности . На инновационном уроке даются разноуровневые игровые задания, которые ставят учеников в такую ситуацию, при которой им необходимо будет принять решение.

 

В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Учителями разработаны интересные методические приемы, новаторские подходы к проведению различных форм занятий. По форме проведения выделяют следующие группы нестандартных уроков:
-интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; (
Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.)
-уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
-уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
-уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения;
-уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, «живая газета», устный журнал;
-уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от волшебника;
-уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
-перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, «посиделки», «клуб знатоков» и др. [1].
При подготовке инновационных уроков необходимо соблюдать следующие принципы: -в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма; -необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке; -основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность; -важно поддерживать множественность мнений, альтернативность; -нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками.