Сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ как ресурс интеграции учреждений дополнительного и профессионального образования
Автор: Смирнова Лариса Петровна
Л.П. Смирнова, старший методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Костромы «Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (Станция юных натуралистов)"
СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК РЕСУРС ИНТЕГРАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗРВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальным для педагогической науки и практики вопросам реализации сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ через интеграцию ресурсов образовательных организаций.
Ключевые слова: Сетевые формы, сотрудничество образовательных организаций, интеграция ресурсов, дополнительное образование.
В настоящее время сетевое взаимодействие организаций является одним из ресурсов и показателей эффективного менеджмента. Определяя сетевое взаимодействие как современную технологию, обеспечивающую качественное решение различных вопросов в сфере образования, настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства.
Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как: единство целей; определенные ресурсы для их достижения; суммарный центр управления. Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений.
Нормативную основу сетевого взаимодействия в системе образования определяет Федеральный Закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). Здесь сетевая форма взаимодействия рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как выстраивание отношений образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными, суть деятельности которых состоит в использовании ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов. В законе (глава 2, статья 16) также раскрыты возможности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как условия реализации, в том числе, и сетевого взаимодействия организаций в образовательном процессе. Для использования сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями несколькими организациями, которые совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 подчеркивается, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме. Преимущества дополнительного образования проявляются в следующем: свободный личностный выбор деятельности; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность знания и информации для каждого. В дополнительном образовании дети и подростки получают социальный опыт взаимодействия и продуктивной деятельности.
Таким образом, сетевое взаимодействие как форма реализации образовательных программ зафиксирована в ряде последних нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, что актуализирует организацию сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ.
Проблемы, которые остро встали перед нашим учреждением (недостаточность мест осуществления образовательной деятельности, в связи с проведение капитального ремонта основных помещений; недостаточная оснащенность современной материально – технической базы; минимальное количество обучающихся старшего школьного возраста; недостаточность в кадровом ресурсе по естественнонаучному направлению) не дают создать единое образовательное пространство для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Решение этих проблем для нас возможно в сетевом взаимодействии с учреждениями общего и профессионального образования. Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, материальных и кадровых ресурсов. Основной задачей сетевого взаимодействия является сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает.
При реализации сетевого взаимодействия используются организационные принципы:
- принцип добровольности, предполагает объединение образовательных учреждений в сеть на добровольной основе в целях достижения высокого качества образования, максимального удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся, формирования у них навыков самообразования;
- принцип системности, который заключается в том, что сетевое взаимодействие реализуется с учетом решения задач, стоящих перед образовательным учреждением и муниципальной системой образования;
- принцип адекватности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом их жизненных планов;
- принцип вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки обучающихся и вариативности в соответствии с личным выбором; в рамках учебного занятия вариативность осуществляется через использование разнообразных форм и методов коллективной и самостоятельной работы учащихся, в т. ч. в разновозрастных объединениях на базе одной или нескольких школ.
- принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения, установление связей между образовательными организациями, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, профессионального образования;
- принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.
Организацию сетевого взаимодействия рассмотрим на основе образовательного
проекта «Агроклассы» с Костромской государственной сельскохозяйственной академий.
Шаг 1. Формирование участников сетевого взаимодействия
На первом этапе важно определить проблемы, которые будут решаться за счёт создания сети, как для образовательных учреждений так и для региона в целом. Заключая договора о сетевом взаимодействии с КГСХА, решаем вопрос о профориентации выпускников. В процессе достижения договорённостей о проблематике построения сетевого образования, должны быть определены задачи совместных работ.
Задачами этого сетевого взаимодействия являются:
1) расширение спектра образовательных программ для личностного развития обучающихся и формирования базовых компетенций и универсальных учебных действий;
2) организация предпрофильной подготовки школьников и повышения количества абитуриентов КГСХА из числа выпускников школ города Костромы;
3) формирование профессионального самоопределения и социализация обучающихся;
4) увеличение количества обучающихся 15-18 лет;
5) использование высококвалифицированных специалистов.
В дальнейшем, работа строилась по подготовке участников к сетевым работам. В департамент образования и науки Костромской области поступило предложения от КГСХА о реализации в пилотном режиме с 1 сентября 2017 г. в общеобразовательных учреждениях в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников сетевого проекта по различным направлениям под названием «Агроклассы». Общеобразовательные школы города предоставили свои потребности в обучении по сельскозяйственным направлениям. Центр естественнонаучного развития города Костромы «ЭКОсфера» организовало работу направлению «Растениеводство» и «Ветеринария». Организовано 5 установочных совещаний с участниками проекта «Агроклассы», в том числе и выездное совещание с руководителями общеобразовательных организаций в КГСХА с экскурсией по учреждению. В итоге по проекту «Агроклассы» было сформировано 15 учебных групп с общим количеством 171 человек.
Шаг 2. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия
При выстраивании сетевого взаимодействия меняется тип отношений, при этом, привычные отношения не «испаряются», а начинают выполнять другие функции, уже для сетевого взаимодействия.
Набор юридических документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям:
- правомочие проведения обучения в формах и режимах сетевого образования, как перед учредителями, так и перед родителями;
- основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов;
- основания для зачёта проведённых образовательных услуг различными учреждениями;
- возможность перехода от предоставления услуг к предоставлению доступа к тем или иным услугам, в отношениях между родителями и образовательными учреждениями/организациями;
- возможность внесения корректировок в ходе проведения образовательных услуг - по составу исполнителей, тематике, срокам проведения и т.д.
Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» взяло на себя, в рамках договорённостей со своими партнёрами, обязательства:
- по сопровождению проекта (выстраивались отношения с руководителями общеобразовательных учреждений, обсуждалось расписание, номер учебного кабинета), - - финансовому обеспечению проекта (профессорский состав академии был принят в штат ЭКОсферы по совместительству)
- методическое обеспечение проекта (разработана модульная система обучения, а также разработан мониторинга реализации проекта)
Образовательное учреждение принимает на себя, по-прежнему, ряд обязательств, не ограничивая себя в предоставлении условий их реализации только имеющимися у данного учреждения возможностями (предоставляет учебный кабинет, назначен ответственный за проект)
КГСХА также принимает также на себя ряд обязательств (предоставляет в пользование современную материально – техническую базу, обеспечивает транспортом педагогов и по договоренности привоз учащихся в учреждение)
В результате всех договоренностей был заключен договор между КГСХА, Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью и Центром естественнонаучного развития «ЭКОсфера»; заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между КГСХА и ЭКОсфера; заключены договора о сетевом взаимодействии между ЭКОсферой и ОУ.
Шаг 3. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг
Поскольку речь идёт об услугах и потенциальных пользователях, а не об обязательном посещении всех учащихся, необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей.
Сформирован пакет услуг по нескольким модулям:
1) теоретический – проходит на базе ОУ, в форме учебных занятий
2) дистанционный – работа на сайте ЭКОсферы, создана папка «Проект «Агроклассы», в которой педагоги после теоретического модуля в дистанционной форме будут выкладывать задания для обучающихся
3)практический – в лабораториях КГСХА, где обучающиеся познакомятся с современным оборудованием и новыми технологиями.
Важно, чтобы эти результаты и первые итоги были понятными для обучающихся и не требовали больших временных затрат на их достижение, а сами занятия по форме были интересные и современные.
Необходимо определение реального объёма учебных и образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учётом их постепенного выстраивания. Это один из ключевых моментов последующего «запуска» работ. Слишком малый объём может оказаться не привлекательным, слишком большой – не обеспеченным.
Шаг 4. Формирование группы обучающихся
Группы были сформированы образовательными учреждениями на основе анкетирования по запросу обучающихся и родителей по предложенным направлениям. Здесь ситуация выглядит по – разному: в ряде школ выбрали только одно направление и сформировали 1 группу, а в других – несколько направлений и сформировали 5 и более групп.
Шаг 5. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг
Составление сетевого графика, расписания занятий проводилось группой педагогов, реализующих данный пакет образовательных услуг. Учитывалась занятость преподавательского состава КГСХА и занятость обучающихся в школе. В результате было составлено расписание учебных занятий, которое устроило все стороны сетевого взаимодействия. В дальнейшем, согласовывались все организационные моменты конкретно в каждом ОУ. А те, в свою очередь, приняв сетевой график и расписания, обеспечивают их выполнение. Сюда входит участие школьников, предоставление необходимой материально- технической базы и пр.
Бюджет, составлялся участниками-партнёрами сетевого взаимодействия и согласовывался с учредителем.
Главным требованием, при планировании и проведении сетевых работ является работа с результатами, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.