+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие коммуникативных умений у дошкольников как одна из проблем преемственности ДОУ и школы

Автор: Галкина Ольга Николаевна

Развитие коммуникативных умений у дошкольников как одна из проблем преемственности ДОУ и школы.

            В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений.

         В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, приставками, мобильными телефонами). Сегодня практически в любой семье есть компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться. Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей.

         Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх, мобильных телефонах и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

         Замещение и подмена человеческого способа коммуникации электронными гаджетами представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный ход психологического, социального, культурного и духовного развития детей.

         Мы решили, что коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности.

 Был разработан план работы:

         Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки: «Советы будущим первоклассникам», «Польза и вред компьютерных технологий», «Психологическая готовность ребенка к школе: критерии подготовленности будущего первоклассника к школе», «Психологическая готовность и коммуникативные навыки». Проводятся родительские собрания в виде «встречи за круглым столом», где затрагиваются проблемы неумения детей общаться и говорить. Учителя будущих первоклассников, педагог-психолог и логопед детского сада отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.

         И, конечно же, работа с детьми. Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста мы используем:

1. метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
2. чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, описание, составление рассказов по картинам и рассказывание без опоры на наглядный материал, заучивание стихотворений наизусть, обобщающие беседы.
3. дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Все проходит только в игровой форме.

         Развитие коммуникативных умений проходит не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, в режимных моментах.

         С детьми необходимо как можно больше беседовать, вести диалог, разговаривать – это работа не только педагогов, но и родителей.

         Проблема развития коммуникативных умений может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и родителей. Выиграют от этого все, особенно дети.