+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Организации работы в разновозрастной группе детского сада

Автор: Ефанова Галина Григорьевна

Организации воспитания в разновозрастной группе детского сада

Российский Закон «Об образовании» в качестве основного принципа государственной политики в области образования провозглашает свободное развитие личности, приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический характер образования. Нашему обществу нужен «человек-творец», способный преобразовать окружающую действительность, а не «человек-исполнитель». Формирование активной личности предполагает эффективное овладение умениями и навыками учебного труда, стабильное накопление знаний, интенсивное интеллектуальное развитие. В результате - способность к социальной ориентации, умение полноценно общаться, развитие творческой направленности дошкольника.

Особого внимания заслуживает система оказания услуг в разновозрастной группе детского сада 

Разновозрастная группа в малокомплектном детском саду - явление не только педагогическое, но и социальное. Её создание обусловлено своеобразием географических, социальных, демографических условий жизни населения в микрорайоне, где расположен детский сад. 

Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. В большинстве случаев, в ДОУ группы одновозрастные. У детей одинаковый режим дня, близкое психофизическое развитие, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. Педагог должен учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен запланировать свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует от воспитателя дополнительных знаний и усилий, затрат собственного времени.

Много плюсов имеет нахождение детей разного возраста в одной группе. Ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника. Деление, зависит от состава и количества детей. Если в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста.

Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.

В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственной среде, игра даёт более положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент.

При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И, тем не менее, НОД могут включать в себя все формы учебной деятельности. 1) Вся группа занята одним видом деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста. 2) Занятие проходит одновременно у всех, но каждая группа выполняет свои задания. 3) Работа с одной подгруппой, а остальные дети занимаются другим видом деятельности под присмотром помощника воспитателя. 

Для нормального физического развития и укрепления здоровья необходим правильный режим дня. В разновозрастной группе невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы режима для каждого возраста. График распорядка дня обычно ориентируется на средний возраст. Обязательное правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми: одевают на прогулку, готовят ко сну, начинают кормить. Исключение составляет только пробуждение после обеденного сна — первых поднимают старших детей. Эта последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.

В работе разновозрастной группы возрастает роль помощника воспитателя. Помимо его основных обязанностей она предполагает контроль выполнения заданий одной из подгрупп во время НОД, слаженную работу при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволяет выполнить задачи, стоящие перед ДОУ - организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме.

Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем, организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.