Современные методы развития детей раннего дошкольного возраста в дополнительном образовании
Автор: Криницына Елена Константиновна
"Современные методы развития детей раннего дошкольного возраста в дополнительном образовании"
Сегодня современный мир диктует нам открывать большой спектр услуг в сфере дополнительного образования. Основной контингент дополнительного образования- это дети, которых родители хотят развивать еще в раннем возрасте. Именно поэтому сегодня очень актуальны Школы раннего развития, которые помогают социализироваться в обществе и развивать ребенка. На базе ДШИ № 2 в 2014 году тоже открылось отделение "Школа раннего развития", которое включает в себя 3 программы: "Развитие мелкой моторики", "Развитие музыкальных способностей" и "Развитие умений и навыков".
Актуальность программы «Развитие мелкой моторики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Программа важна потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата .Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Основными приемами являются : дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- блоки Дьенеша;- палочки Кюизенера;- шнуровка;- прищепки;
- скрепки;- крышки;- пуговицы;- обведение рисунка по контуру,копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из солёного теста, рисование пальчиками и т.д.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в раннем дошкольном возрасте имеет особое значение. Результатом хорошего освоения программы является самостоятельное выполнение ребенком заданий, как на занятии, так и на открытых мероприятиях, посвященных тематическим праздникам.
Программа " Развитие мелкой моторики" рассчитана на 1 год обучения. Каждое занятие состоит из 3-х частей: Вводная часть – 3-5 минут. Основная часть – 10-15 минут. Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая. Занятия рассчитаны на детей 1-3 лет. Всего 36 занятий, кратность проведения 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Задачи программы:
-развитие точности выполнения движений,
-уровня переключаемости,
-полноты объема движений пальцев рук,
-умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
-совершенствование координации движений руки и глаза;
- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
-формирование интереса и положительной мотивации обучения;
- формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.