Доклад "Личностно-ориентированное обучение на уроках марийского языка и литературы
Автор: Зайнашева Елена Евгениевна
Доклад «Личностно – ориентированное обучение на уроках марийского языка и литературы
В настоящее время личностно- ориентированное обучение является наиболее эффективным направлением в организации образовательного процесса.
Главной задачей для учителя является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми лич-ностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни. Личностно - ориентированное обучение предполагает, что обучение обучающегося строится в соответствии с его индивидуальными способ ностями.
Важнейшей задачей обучения в системе личностно - ориентированного обучения является формирование у обучающихся прочных привычек нравственного поведения и деятельности, разумных привычек учебного труда.
Научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и, в особенности привычку постоянно учиться в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценить увиденное и услышанное - это даже более важно, чем усвоение тех или иных
знаний. Знания, если они понадобятся человеку с такими привычками, он сумеет всегда сам найти в книгах, справочниках и т.д.
И вот наш предмет - литература - это вид искусства, часть культуры, которая представляет великолепные вечно нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых обучающимися и есть основа и путь их духовного личностного становления и развития.
Поэтому важно на уроках марийской литературы вооружать обучающихся методикой (схемой, сценарием) творческой, а для сильных обучающихся и исследовательской деятельности, учитывая способности каждого обучающегося.
Если более слабым обучающимся дать задание прочитать произведение, найти образы, то более сильным - уже увидеть способы создания художественных образов, то сильным обучающимся дать задание создать свою интерпретацию художественного текста или дать задания исследовательского характера.
Одна из задач личностно - ориентированного обучения обучающихся - это развитие речи обучающихся на уроках марийского языка и литературы. Развивать речь детей - значит систематически работать над содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Здесь очень помогают такие виды работ, как сочинение сказок, юмористических сказок, сочинений- этюдов, составление рассказов по данному началу, сочинение обрамлений к беседам. Здесь наступает ситуация полного раскрепощения и абсолютно творческой заинтересованности.
Неожиданный поворот урока, неожиданное открытие, неожиданный познавательный эффект и т. д. позволяют формировать свои собственные взгляды, а не прицениваться к взглядам другого (от какого бы авторитета они не исходили).
Реальные исследовательские, творческие цели захватывают обучающихся, вынуждают очень серьезно подходить к проведению лингвистического и филологического анализа, создают условия для углубления способностей обучающихся. Я стараюсь формировать такую систему самообучения, при которой каждый обучающийся движется к своему образу обучающегося идеалу, "я тоже могу, я тоже способный!"
Приемом, дающим эмоциональную привлекательность урокам, стало необычное начало уроков. Начинаем урок со смешных скороговорок, отрывков из занимательных диалогов, сказок и т. д. Все это дает хорошие результаты, как и в разговорной речи, так и в целом в изучении марийского языка.
Каждый человек приходит в этот мир с сильным инстинктом самоутверждения, каждому обучающемуся хочется уважения, признания его достоинств, реализации каких-то способностей. Поэтому им надо постоянно создавать ситуации успеха, т.к. обучающиеся не могут учиться без успехов, без стимула, без основания гордиться собой и похвалиться перед родителями.
Каждый обучающийся должен иметь шанс получить хорошую оценку. Если учитель будет воспитывать детей в уважении друг к другу с младших классов и будет видеть в нем личность, то в старших классах ему легко будет даваться доверительные уроки-беседы, сердечные обещания, сочинения откровения, диспуты - все составные новых технологии в преподавании литературы и марийского языка.