+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование дочисловых количественных представлений у детей с ОВЗ.

Автор: Топилина Марина Викторовна

МАДОУ «Детский сад №3»

Учитель-дефектолог: Топилина М. В.

Формирование дочисловых количественных представлений у детей с ОВЗ.

Формирование дочисловых количественных представлений имеет очень  большое значение, как важнейшего элемента из всего объёма представлений о количестве. Эта работа на начальных этапах направлена в основном на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий – знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию  умственных  действий, выполняемых в развёрнутом наглядном и речевом плане. Ребёнок упорядочивает, сравнивает величины. С этой целью у детей формируются ориентировочные действия: пробы, примеривания. Необходимо подвести их к подлинной зрительной ориентировке, формированию стереогноза, что очень важно для развития мышления и познавательной деятельности в целом.

                   Основная форма работы – обучение детей на занятиях. При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением слуха: смена видов деятельности, повторяемость программного материала, обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия, игровая форма обучения. Повторение изучаемого материала происходит как в процессе одного занятий, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьирования приёмов работы. Это необходимо, чтобы у детей не пропадал интерес  к  занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщёнными.

У  детей с нарушением слуха необходимо специально развивать способность использовать, применять полученные знания в новых ситуациях. В занятия необходимо включать разнообразные игровые и практические ситуации для закрепления полученных знаний и формирования умения применять их в новых условиях. Например, учим детей сравнивать  группы предметов и устанавливать отношения: больше, меньше, поровну, используя для этого различный дидактический материал (кубики, кружочки и т. п.). В дальнейшем установление отношений: больше, меньше, поровну должно проходить в игровой и практической ситуациях. Так, может быть организована игра «Гости», где дети должны узнать, хватит  ли всем куклам чашек. Используя приём составления пар, создается практическая ситуация: перед детьми ставится ряд стульев, им нужно узнать, хватит ли всем стульев. Дети садятся и убеждаются, что стульев столько, сколько детей, поровну. Затем количество стульев может меняться: их может быть больше или меньше, чем детей и т. п. Такая организация будет способствовать переносу полученных знаний в новые условия.

На первых порах обучения используется только объёмный дидактический материал (игрушки, предметы). Плоскостные предметные изображения и картинки лучше не использовать в начале обучения, так как дети с нарушением слуха часто не узнают предметы в  изображении, кроме того, большинство из них имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики. Движения их рук неловкие, дети с трудом берут плоскостной материал, часто портят  его, сжимая в руке. С учётом этого, плоскостной материал начинаем использовать не ранее, чем через месяц после начала обучения  и. как правило, это чёткие, красочные изображения хорошо знакомых детям предметов (мячики, ёлочки, грибочки), выполненные на твёрдом картоне .

Ввиду особенностей психического развития дошкольников с нарушением слуха,  обучение носит в основном наглядно практический характер, т. е. количественные представления ребёнок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, после чего с помощью педагога ребёнком делается вывод. Наиболее эффективными и действенными методами обучения в пропедевтический период являются совместные действия педагога и ребёнка, подражание действиям педагога и ребёнка, подражание действиям педагога и действия по образцу.  Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения,  А в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных  заданий. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребёнка к выполнению действий по образцу и к выполнению заданий по словесной инструкции.

Знакомство с предметами, с качественными или количественными признаками предметов осуществляется последовательно. Вначале педагог устанавливает связь между предметом и названием (названием качественного или количественного признака), то есть он указывает на предмет  (или признак предмета) и ясно, чётко произносит его название, подтверждённое табличкой. «Это мяч. Большой мяч».Затем педагог просит выполнить  поручения: «Покажи большой мяч. Дай … . Возьми …» без отчёта о выполненном поручении. И наконец, просит ребёнка назвать, «Что это?» «Большой мяч». Пассивный словарь становится активным.

При формировании представлений: большой – маленький, длинный – короткий,  высокий – низкий, ребёнок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.  Тактильно-двигательное восприятие, так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. При знакомстве с предметами, отличающимися друг от друга размером нужно выделять сначала большие предметы (из группировки предметов одного цвета – кубики, шарики и т. д.). «Выбери вот такой – большой. А сюда положи вот такой – маленький». К каждому выбранному  предмету прикладывается табличка, для закрепления выполняется ряд поручений с глаголами: «дай», «возьми», «покажи», «убери» и т. д. с отчётом о выполненном поручении .

При первичном выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы, отличающиеся только одним признаком. Например, чтобы дать детям понятие длинный – короткий, подбирают два предмета одинакового цвета, равные  по ширине и толщине, отличающиеся только длиной. Причём, разница в длине должна быть не менее 10 – 15 см.

Коррекционная направленность  обучения обеспечивается максимальным использованием предметно-практических действий и игровых предметов. Занятия начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, прихода «гостей» и др. В занятия включаются дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций, например, «Выстроим ряд, чередуя большие и маленькие кубики, получился  «поезд» - покатаем  матрёшек на поезде» и т.  п.

Очень важным приёмом формирования дочисловых количественных представлений является составление упорядоченного ряда. Обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение, как и на предыдущих этапах, осуществляются последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. К этому этапу обучения у детей уже должны  иметься некоторые представления о противоположных признаках величины: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий. Поэтому сначала предлагаются игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками.                   

1. Из строительного материала, приготовленного заранее, выбираются большие и маленькие кубики. Педагог и дети строят поезд для матрёшек (мишек, кукол), чередуя маленькие и большие кубики. Постройка обыгрывается.

2. Каждому ребёнку даётся лист картона и набор длинных и коротких брусочков. Предлагаем построить забор из длинных и коротких  дощечек, чередуя их и называя каждую.

3. Детям предлагаются брусочки: длинные синего цвета, короткие – красного. Вместе с педагогом дети строят дорогу, чередуя длинные и короткие «плиты» и называя каждую. Постройка обыгрывается.

4.  «Лестница». Пять штанг (по Монтессори)  разной длины (самая длинная – 50 см, длина каждой  последующей на 10 см меньше, самая короткая – 10 см) лежат в беспорядке. Педагог берёт самую длинную и кладёт у самого края стола. Он проводит рукой по всей длине и говорит: «Длинная». Затем берёт более короткую и кладёт её перед первой, так до самой короткой. Левые концы штанг должны лежать на одной линии (у края стола). Получается  лесенка. Перед тем, как ребёнок сам повторит это упражнение, он, с помощью педагога, руками ощупывает постройку: один край ровный, а с другой стороны рука как  бы  «спускается» по лесенке. После самостоятельной постройки лесенки ребёнком, она обыгрывается.

5. «Найди место в ряду». На столе стоят три матрёшки (большая, маленькая, средняя). Дети располагают их в  ряд по величине. Затем педагог даёт ещё одну матрёшку и просит найти её место в ряду. По мере усвоения задания количество матрёшек увеличивается.

6. Игра – конструирование:  «Какой ступеньки нет?» Дети строят из брусочков на столе лесенку. Верхняя ступенька – 1 брусочек,  следующая – 2 брусочка и т. д. Каждая последующая ступенька больше предыдущей на 1 брусочек. Когда лестница готова, педагог убирает одну ступеньку, сокращает  промежуток, ребёнок должен определить место убранной ступеньки.

Осуществляя многократные действия с  конкретным материалом, воспитанники переходят от случайного к осознанному составлению ряда, у них формируются соответствующие представления об упорядочении множеств.   Выполняя эти задания, дети приучаются действовать методом сравнения (с помощью различных анализаторов) и методом практического применения. При этом у них формируется не только чувственно-практическая ориентировка на свойства и качества предметов, но и словесная, что очень важно в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

 

 

 

 

 Формирование дочисловых количественных представлений у детей с ОВЗ.

Формирование дочисловых количественных представлений имеет очень  большое значение, как важнейшего элемента из всего объёма представлений о количестве. Эта работа на начальных этапах направлена в основном на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий – знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию  умственных  действий, выполняемых в развёрнутом наглядном и речевом плане. Ребёнок упорядочивает, сравнивает величины. С этой целью у детей формируются ориентировочные действия: пробы, примеривания. Необходимо подвести их к подлинной зрительной ориентировке, формированию стереогноза, что очень важно для развития мышления и познавательной деятельности в целом.

                   Основная форма работы – обучение детей на занятиях. При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с нарушением слуха: смена видов деятельности, повторяемость программного материала, обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия, игровая форма обучения. Повторение изучаемого материала происходит как в процессе одного занятий, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьирования приёмов работы. Это необходимо, чтобы у детей не пропадал интерес  к  занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщёнными.

У  детей с нарушением слуха необходимо специально развивать способность использовать, применять полученные знания в новых ситуациях. В занятия необходимо включать разнообразные игровые и практические ситуации для закрепления полученных знаний и формирования умения применять их в новых условиях. Например, учим детей сравнивать  группы предметов и устанавливать отношения: больше, меньше, поровну, используя для этого различный дидактический материал (кубики, кружочки и т. п.). В дальнейшем установление отношений: больше, меньше, поровну должно проходить в игровой и практической ситуациях. Так, может быть организована игра «Гости», где дети должны узнать, хватит  ли всем куклам чашек. Используя приём составления пар, создается практическая ситуация: перед детьми ставится ряд стульев, им нужно узнать, хватит ли всем стульев. Дети садятся и убеждаются, что стульев столько, сколько детей, поровну. Затем количество стульев может меняться: их может быть больше или меньше, чем детей и т. п. Такая организация будет способствовать переносу полученных знаний в новые условия.

На первых порах обучения используется только объёмный дидактический материал (игрушки, предметы). Плоскостные предметные изображения и картинки лучше не использовать в начале обучения, так как дети с нарушением слуха часто не узнают предметы в  изображении, кроме того, большинство из них имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики. Движения их рук неловкие, дети с трудом берут плоскостной материал, часто портят  его, сжимая в руке. С учётом этого, плоскостной материал начинаем использовать не ранее, чем через месяц после начала обучения  и. как правило, это чёткие, красочные изображения хорошо знакомых детям предметов (мячики, ёлочки, грибочки), выполненные на твёрдом картоне .

Ввиду особенностей психического развития дошкольников с нарушением слуха,  обучение носит в основном наглядно практический характер, т. е. количественные представления ребёнок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, после чего с помощью педагога ребёнком делается вывод. Наиболее эффективными и действенными методами обучения в пропедевтический период являются совместные действия педагога и ребёнка, подражание действиям педагога и ребёнка, подражание действиям педагога и действия по образцу.  Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения,  А в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных  заданий. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребёнка к выполнению действий по образцу и к выполнению заданий по словесной инструкции.

Знакомство с предметами, с качественными или количественными признаками предметов осуществляется последовательно. Вначале педагог устанавливает связь между предметом и названием (названием качественного или количественного признака), то есть он указывает на предмет  (или признак предмета) и ясно, чётко произносит его название, подтверждённое табличкой. «Это мяч. Большой мяч».Затем педагог просит выполнить  поручения: «Покажи большой мяч. Дай … . Возьми …» без отчёта о выполненном поручении. И наконец, просит ребёнка назвать, «Что это?» «Большой мяч». Пассивный словарь становится активным.

При формировании представлений: большой – маленький, длинный – короткий,  высокий – низкий, ребёнок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.  Тактильно-двигательное восприятие, так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. При знакомстве с предметами, отличающимися друг от друга размером нужно выделять сначала большие предметы (из группировки предметов одного цвета – кубики, шарики и т. д.). «Выбери вот такой – большой. А сюда положи вот такой – маленький». К каждому выбранному  предмету прикладывается табличка, для закрепления выполняется ряд поручений с глаголами: «дай», «возьми», «покажи», «убери» и т. д. с отчётом о выполненном поручении .

При первичном выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы, отличающиеся только одним признаком. Например, чтобы дать детям понятие длинный – короткий, подбирают два предмета одинакового цвета, равные  по ширине и толщине, отличающиеся только длиной. Причём, разница в длине должна быть не менее 10 – 15 см.

Коррекционная направленность  обучения обеспечивается максимальным использованием предметно-практических действий и игровых предметов. Занятия начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, прихода «гостей» и др. В занятия включаются дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций, например, «Выстроим ряд, чередуя большие и маленькие кубики, получился  «поезд» - покатаем  матрёшек на поезде» и т.  п.

Очень важным приёмом формирования дочисловых количественных представлений является составление упорядоченного ряда. Обучение воспитанников составлению упорядоченного ряда включает в себя чередование и выделение предметов по величине. Обучение, как и на предыдущих этапах, осуществляются последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. К этому этапу обучения у детей уже должны  иметься некоторые представления о противоположных признаках величины: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий. Поэтому сначала предлагаются игры и упражнения по чередованию предметов с противоположными признаками.                   

1. Из строительного материала, приготовленного заранее, выбираются большие и маленькие кубики. Педагог и дети строят поезд для матрёшек (мишек, кукол), чередуя маленькие и большие кубики. Постройка обыгрывается.

2. Каждому ребёнку даётся лист картона и набор длинных и коротких брусочков. Предлагаем построить забор из длинных и коротких  дощечек, чередуя их и называя каждую.

3. Детям предлагаются брусочки: длинные синего цвета, короткие – красного. Вместе с педагогом дети строят дорогу, чередуя длинные и короткие «плиты» и называя каждую. Постройка обыгрывается.

4.  «Лестница». Пять штанг (по Монтессори)  разной длины (самая длинная – 50 см, длина каждой  последующей на 10 см меньше, самая короткая – 10 см) лежат в беспорядке. Педагог берёт самую длинную и кладёт у самого края стола. Он проводит рукой по всей длине и говорит: «Длинная». Затем берёт более короткую и кладёт её перед первой, так до самой короткой. Левые концы штанг должны лежать на одной линии (у края стола). Получается  лесенка. Перед тем, как ребёнок сам повторит это упражнение, он, с помощью педагога, руками ощупывает постройку: один край ровный, а с другой стороны рука как  бы  «спускается» по лесенке. После самостоятельной постройки лесенки ребёнком, она обыгрывается.

5. «Найди место в ряду». На столе стоят три матрёшки (большая, маленькая, средняя). Дети располагают их в  ряд по величине. Затем педагог даёт ещё одну матрёшку и просит найти её место в ряду. По мере усвоения задания количество матрёшек увеличивается.

6. Игра – конструирование:  «Какой ступеньки нет?» Дети строят из брусочков на столе лесенку. Верхняя ступенька – 1 брусочек,  следующая – 2 брусочка и т. д. Каждая последующая ступенька больше предыдущей на 1 брусочек. Когда лестница готова, педагог убирает одну ступеньку, сокращает  промежуток, ребёнок должен определить место убранной ступеньки.

Осуществляя многократные действия с  конкретным материалом, воспитанники переходят от случайного к осознанному составлению ряда, у них формируются соответствующие представления об упорядочении множеств.   Выполняя эти задания, дети приучаются действовать методом сравнения (с помощью различных анализаторов) и методом практического применения. При этом у них формируется не только чувственно-практическая ориентировка на свойства и качества предметов, но и словесная, что очень важно в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.