+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Система школьного образования (изменения и планы)

Автор: Дмитриева Светлана Ивановна

                Система школьного образования ( изменения и планы)

                   

 

Отечественная система  школьного исторического образования вот уже практически 25 лет находится в стадии перманентного реформирования,  а значит – непрерывного обновления. Особенностью не только образовательных , но и всех  остальных реформ в России является отсутствие не только  четко продуманных последствий принимаемых мер, но и выверенных средств для достижения  поставленных задач. Обычное для других правило- сначала проверить  в порядке эксперимента  удачность выбора предлагаемых решений, в нашем случае почти всегда приводило к тому, что площадкой для эксперимента становилась почти вся система образования  страны.  Но через какое-то время становилось ясно , планы оказались несбыточными, задачи –нерешенными, а результат - порой прямо противоположный поставленным целям.

В этой связи важной проблемой продолжает оставаться  соотношение курсов отечественной и зарубежной истории. В нормативных документах  отсутствует прямое  указание на то, сколько  часов должно быть отведено на то и другое. В зависимости от индивидуальных интересов учителя , он порой  уделяет приоритетное внимание либо одному, либо другому ( записывая в журнал , то что требуют  методисты и управленцы).

Еще большей проблемой продолжает оставаться  и соотношение курсов  истории и обществознания. Попытки введения все новых  и новых предметов  в школьную программу  в полной мере отразились и на структуре  обществоведческого образования. В итоге с конца 1990-х гг и по сегодняшний день мы имеем  настолько сложную  систему, что  получалось странное – едва ни по каждой социальной проблеме требовалось вводить новые и новые курсы. Причем  курсы. вписанные в концентрическую систему обучения , требовали еще и  повторения во втором концентре. Естественно при разработке программ часы на них черпались за счет истории. Никого при этом не интересовало может ли  ученик 5 класса не только понять , но даже прочитать  тексты, решить задачи.  Замечу также, что вопрос о том, будет ли он их читать , ответа не требовал , ибо он был очевиден. НЕТ!  Не интересует , нынешних министров и то, что  делается  это в ущерб изучению  истории конкретного социального опыта, ранее включавшегося в курс истории.

Новым явлением в школьном историческом образовании стала разработка  государственных образовательных стандартов. В современной  Концепции  «новых стандартов» говорится

-«Общее образование школьника должно формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность  обучающегося, т.е. ключевые компетенции определяющие современное качество образования .  Задача воспитания в Концепции  формирование у школьника  гражданской ответственности  и правового самосознания, духовности, культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности , социализации в обществе и активной адаптации на  рынке труда.»

Новая цель образования  по «Стандартам» :

« Воспитание, социализация, педагогическая поддержка по становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентностного, гражданина России.

Разве раньше, что было не так, разве раньше, что-то из выше перечисленного не воспитывалось в детях?. Так зачем, отмываются  нефтедоллары на нищем образовании.  Невольно ловишь себя на мысли – а разве не такие же цели ставили в дореволюционной , советской, постсоветской системе? А кто руководитель авторского коллектива  «Стандартов?»

Человек далекий от школьного образования. В них отражены лишь общие подходы , а сама содержательная часть станет уделом учителя, и снова нам писать «Рабочие программы». но и этот процесс в силу набирающего силу усиления присутствия государства в образовательной сфере- особый вопрос, ибо эта тенденция входит в противоречие  с вектором развития  страны на данном этапе.

Итак, еще одна проблема, которая претерпела  причудливую эволюцию  в последнее время – проблема взаимоотношения  государства и  системы школьного исторического образования. Провозгласив свой «уход» из разных сфер жизни общества, новая власть на самом деле никуда не думала уходить. Она лишь меняла формы  своего присутствия в образовательном пространстве.

Сегодня  вновь и вновь ставится вопрос о воспитательной функции исторического образования, особенно истории нашего Отечества. Это в большей  мере реакция на принижение  и даже полное отрицание таковой роли в публицистике и дискуссиях в образовательной среде  1990-хг.г.. тогда не мало было сделано  для развенчания  героев своей истории,  ориентации на кумиров и героев зарубежной истории. В итоге не знаем ни Яна Гуса, ни Яна Жижку, ни Павку Корчагина, ни Олега Кошевого- все очернено, погублено. но , хотелось бы чтобы в самом деле реализация воспитательного потенциала истории не привела к тому, чтобы под флагом патриотизма в школьные аудитории и на внеклассные мероприятия  не проникли ксенофобия и  проповедь национальной исключительности.  Это может обернуться большой бедой для нашей многонациональной страны.  А такие примеры , увы, сегодня не редкость. Те, кто  открывает этот «ящик Пандоры» в многонациональной стране , должны понимать- такие меры страну и школу  не укрепят , а развалят.

Историческое образовании и компьютеризация – конечно тема специального анализа и обсуждения.  По мнению специалистов, сейчас в стране  почти не осталось  школ, где не было бы компьютеров. Однако, если положить руку на сердце, следует признать, что насыщение школы компьютерами  пока не привело  к ее серьезному  и повседневному использованию в интересах исторического образования.

С принятием Государственной Думой решения о переходе  к обязательному полному  среднему образованию следует  с учетом опыта последних лет  продумать новую структуру исторического и обществоведческого  образования в нем.

 Введенный , в последнее время ИКС ( историко- культурный стандарт) не решает всех вопросов исторического образования, а порой задает их еще больше.  Учебники несовершенны, предлагаемая синхронизация периодов не  совпадает. УМК не выдается в школах бесплатно, а родители порой не желают приобретать тетради, атласы, контурные карты. Тупик!  Какое образование нас ждет в 2020году, когда предположительно введут обязательный экзамен по истории?