+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Автор: Динисламова Айгуль Музягировна

 

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

 

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.), общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

 

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глухова, О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др. отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.

 

Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности.

 

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

 

В своей педагогической практике мы широко применяем разнообразные игровые приемы: дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры и игра-драматизация.

 

Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе сюжетных игр - ролевых, «режиссерских», драматизации.

 

В ролевой игре ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам и запомнил: «мама кормит детей», «тракторист пашет поле», «электромонтер (или газовщик, или сантехник) пришел в квартиру по вызову жильцов», «учитель учит детей в школе» и т.д. Ребенок копирует и действия взрослых, и речь, которой они сопровождают свои действия.

 

В «режиссерской» игре ребенок не берет на себя роли, а распределяет их в данном сюжете между игрушками; сюжеты (детский сад, аэродром, зоопарк, парад, бой и т.д.) подсказывает воспитатель, учитывая жизненный опыт ребенка.

 

В игре-драматизации ребенок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки, в процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

 

Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель точно передать услышанную речь взрослого, произнесенную в определенной жизненной ситуации, или речь героя сказки.

 

Подвижные игры, игры по правилам обогащают детей потешками, песенками, считалками. Заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя, который играет вместе с детьми и сначала сам произносит потешки, считалки, поет песенки.

 

Старшие дошкольники могут играть в подвижные игры самостоятельно, распределяя роли по жребию, считалке. Существует множество приемов реализации любого метода, и каждый творчески работающий воспитатель создает свои собственные приемы.

 

Воспитатель всегда должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор:

 

1. В процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т.д.).

 

2. На прогулках и экскурсиях; во время игр.

 

3. При рассматривании картинок, диапозитивов.

 

4. В процессе трудовой деятельности.

 

5. Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы и т.д.

 

Таким образом, данные игровые приемы развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

 

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города, выслушивает рассказы товарищей, отвечает на вопросы, сам задаёт вопросы, что способствует развитию диалогической речи ребенка.

 

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.  Есть такие игры, в которых нужно уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В заключение хотелось бы сказать о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его диалогической речи.

 

Список литературы:

 

1.             Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод.пособие. М., 2012

 

2.             Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М., 2011

 

3.             Трифонова Е.В. и др. Развитие игры детей 5-7 лет. М., 2015