Создание предметно- пространственной развивающей среды на территории школы
Автор: Миннуллина Альбина Зиргамовна
Перед руководством и коллективом школы стоит ответственная задача по благоустройству территории и рациональной организации предметно-развивающей среды.
В соответствии с ФГОС в главе 3 , п.3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде прописано , развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
На протяжении последних нескольких лет коллектив школы- интернат г. Белебея ежегодно работает над созданием предметно - пространственной развивающей среды на территории школы.
Проводится целый ряд мероприятий : в начале зимы на одном из заседании педчаса разрабатываем план-схему фактического озеленения участка , сравниваем в фотографией предыдущего года, вносим новое и интересное, затем составляем перспективный план озеленения территории на этот учебный год. Начинаем работу с закупки семян и изготовления контейнеров для рассады. Большую часть семян используем при посадке собранных со своих участков. Педагоги школы занимаются выращиванием рассады однолетних цветочных культур, куда активно вовлекаются и дети. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. На протяжении всего лета ребята оказывают помощь воспитателям и педагогам школы- интернат в уходе за цветниками.
Территория школы – не только место прогулок и игр , но используется и для решения образовательных задач. Кроме того , эстетическое оформление территории образовательного учреждения играют немаловажную роль в воспитании ребёнка.
Наша цель – сделать территорию, похожую на сказку, сделать так, чтобы цветы цвели с ранней весны до поздней осени. Цветники являются одним из основных средств декоративного оформления разнообразных объектов озеленения. Клумбы, цветники, цветы ассоциируются у нас с красотой и уютом, поэтому они так необходимы в ландшафтном дизайне участка. Создание цветников – один из самых трудоёмких видов озеленения.
Миксбордеры создаются из цветущих и декоративных многолетников, и, как правило, имеют неправильную форму. Ассортимент растений подбирается с учетом принципа непрерывного цветения в течение всего сезона.
Яркость и непрерывность цветения обеспечат клумбы, арабески, бордюры, рабатки из однолетних цветущих растений , которые зацветают в начале лета и цветут до осенних заморозков . Цветущие луковичные культуры занимают огромное место в создании цветущих клумб, миксбордеров, рабаток, бордюров. Это может быть сменная клумба, где осенью высаживаем тюльпаны, нарциссы, крокусы, и т.п., а в июне, после их цветения, высаживаем однолетние цветы - петунию, виолу, львиный зев и т. п.
Клумбы, цветники создают из однолетних и многолетних цветов. Многие предпочитают многолетние цветы. Многолетние цветущие растения не менее легки в уходе, и радуют нас не только цветами, но и красивой фактурной листвой и подчас выдерживают теневые участки сада, которые сложно выдержать цветущим летникам. Традиционно цветники представляют собой яркий микс различных растений, подобранных по цвету, высоте и форме. Но есть цветники и другого рода - в которых доминируют растения одного вида. Это моноцветники, которые можно назвать также садом одного цветка. Основой цветочной композиции такого цветника является один род или вид растений.
Чтобы выделить и подчеркнуть красоту каждого сорта растения (например, георгин), мы их не смешиваем, а наоборот, высаживаем строго группками.
Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных вазонах сделанных из колёс, так же на участке можно увидеть весёлый паровозик с цветами, вагончики сделаны из пластмассовых корзинок. А вот основа композиции «Боцман» выполнена из строй кадушки.
При создании клумбы «ассорти» важно подобрать цветы по колеру. Колористка клумбы, цветника воздействует на эмоции человека. Цветник или клумба, в которых неправильно подобраны цветы, могут раздражать.
Прежде чем выбрать цветы для клумбы, необходимо всесторонне оценить участок, отводимый под цветники. Самый важный фактор, влияющий на выбор, какие цветы взять для клумбы, цветника, - освещённость. Есть цветы, любящие солнце, есть теневыносливые цветы.
Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или зайку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои.
Декоративные скульптуры на клумбах и газонах, очень разнообразны. Каждая такая скульптура несёт не только эстетическую направленность и служит украшением территории детского сада , но и представляет собой объект, несущий познавательный и творческий интерес для ребёнка.
Интересно и необычно смотрятся на клумбах композиции из репейника, только не забудьте их убрать по –раньше , что бы не успели « улететь» семена!
Детская площадка - это место, где подрастающее поколение может резвиться, получая удовольствие, укрепляя здоровье и нанося наименьший урон результатам работы ландшафтного дизайнера. Главное, чтобы этот уголок целиком и полностью соответствовал желанию детей иметь собственную вотчину, на которую никто не посягнет.
Безопасность - вот доминирующий принцип во всем, что касается малышей. Не стоит сажать на участке фруктовые деревья - слишком велико будет искушение забраться на них за яблоками или грушами. Здесь вообще не должно быть ничего слишком высокого или травмоопасного. Абсолютно исключаются близ детской площадки декоративные растения с ядовитыми цветками или плодами. Еще одно правило - озеленение не должно мешать наблюдать за детьми.
Спортивная площадка - важная часть оформления территории школы.
Такие уголки, как мостик , сухой ручей, дорожки здоровья можно создавать для хождения босиком и коррекции стоп ног. С целью массажа стоп ног и закаливания повсеместно используются «дорожки здоровья». На них размещаются шишки сосны, ели, песок, камешки разного размера и другой природный материал. От такой ходьбы дети получают истинное удовольствие!
Игровое оборудование
Сегодня оборудование для игровых площадок настолько многообразно, и все же мы предлагаем постройки, которые несложно соорудить самостоятельно. Они не потребуют больших затрат и очень понравятся детям.
Силами родителей можно соорудить различные функциональные пособия, которые обеспечат активную двигательную деятельность, сподвигнут детей к созданию игровых сюжетов, доставят им истинную радость.
С наступлением осени, конечно привлекая родителей и детей собираем семена для будущей посадки , убираем клумбы, проводим акции.
Зима – это волшебное время года, прекрасный сезон для увлекательных игр и забав на свежем воздухе. Она приносит с собой снег, мороз и много интересных игр и забав. Ребёнок развивается в активных видах деятельности. Именно это и учитывается нашими педагогами при организации предметно- пространственной развивающей среды на участке детского сада . С детьми старшего возраста воспитатели проводят зимние эксперименты с водой и снегом На участках сооружаем лабиринты , снежные постройки, ребята с удовольствием бегают по цветным дорожкам, упражняясь в равновесии, катаются на ледяных горках. Оформление зимних участков - работа непростая , требующая больших физических затрат, поэтому родители и педагоги работают совместно. Родители - наши активные участники и помощники. С их помощью мы ежегодно расчищаем игровые площадки и сооружаем ледяные горки.
Мы педагоги должны относиться к оформлению и обустройству учреждения с особой требовательностью, чтобы всё, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты.