Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС
Автор: Титова ИринаПетровна
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого резерва каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу. Содержание образовательного процесса способствует развитию всех сторон личности ребенка. В целом содержание дошкольного образования решает задачи формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления, рефлексивности детей. Образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Согласно ФГОС ДО, образовательная среда в дошкольной образовательной организации (ДОО) должна отвечать требованиям: обеспечивать эмоциональное благополучие детей, открытость дoшкольного образования, условия для участия родителей в образовательной деятельности, способствовать профессиональному развитию педагогических работников, создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования , гарантировать укрепление физического и психического здорoвья детей.
Перед педагогами стоит задача сoздания для ребенка образоватeльной среды, включающей развивaющую предметно-пространственную среду, характер взаимодействия систем «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС:
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы своспитанниками.
Самостоятельная деятельность детей- одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Таким образом, образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.
Одной из главных составляющих образовательного процесса в ДОО является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особенно актуальным , т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
И при создании развивающего пространства в групповом помещении необ-ходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие развивающей предметно-пространственной среды определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Н.А. Короткова, С.И. Михайленко и другие – считаю, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Младший возраст
Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. При организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе нужно учитывать, что малыши плохо реагируют на изменения обстановки, поэтому не следует часто переставлять мебель, менять местоположение и количество уголков. В построении развивающей среды необходимо учитывать принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности: располагать «смежные» центры в непосредственной близости друг от друга.При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Средний возраст
Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высоты мебели росту детей. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать .В этом возрасте дети особенно чувствительны к поддержке взрослого. В группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Следует предусмотреть построение среды по принципу небольших полузамкнутых микропространств (для игры детей подгруппами по 2-4человека).У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности (самодельные книжки, коллажи, макеты, схемы для выполнения заданий).Дети данного возраста активно играют, объединившись в небольшие игровые.
Старший возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований. В этом возрасте дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов (диванных подушек, перевернутых стульев, стола со спущенной скатертью и пр.). Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игры с партнерами-сверстниками.. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.
Выводы.
Итак, насыщенная предметно-развивающая среда и образовательная процесс становятся основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ – одно из неоспоримых условий развития и личностного становления дошкольников. Соблюдение федеральных требований к созиданию предметно-развивающей среды создаёт предпосылку к поддержанию активной деятельной позиции ребёнка в ДОУ, что позволяет ему полноценно прожить дошкольный период детства, освоить социально приемлемые формы общения и взаимодействия. При этом развитие ребёнка становится стимулом к дальнейшему развитию среды, что, в свою очередь, снова приводит к развитию дошкольника на качественно новом уровне. Но такое взаиморазвитие среды и ребёнка возможно при организации воспитателем правильного подхода к образовательному процессу. Ведь именно воспитатель – точка соприкосновения двух миров. Он делает предметно-пространственную среду развивающей, и ребёнка – развитым, благодаря среде.