+7 (3522) 44-16-20

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Социализация и развитие детей старшего дошкольного возраста на примере проекта "Чем полезно молоко?

Автор: Фёдорова Ольга Михайловна

Социализация  и развитие детей старшего дошкольного возраста  на примере исследовательско-творческого проекта

«Чем полезно  молоко?»

 

Воспитатель ФМАДОУ детского сада №14 «Березка» в д. Любница Валдайского района Федорова О.М.

 

Что такое социализация детей дошкольного возраста?  Это процесс самостоятельного получения   знаний ребенком, которые помогут ему  активно и компетентно участвовать в жизни общества.

        Главная цель социализации - это формирование  навыков самовыражения ребенка, и приобретение им основ ценностных отношений к социальной культуре (людям, достояниям истории, природе, окружающему миру).

        Поэтому, мы педагоги,  в соответствии  с требованиями  федеральных государственных образовательных  стандартов должны организовать совместную  деятельность с детьми так, чтобы в будущем он смог   сориентироваться в новых условиях жизнедеятельности.

       Одним из эффективных средств социализации личности ребёнка дошкольного возраста является ознакомление с трудом взрослых, причём знакомство с профессиями  на примере близких ему  людей. Ребёнку будет интереснее самому  начать поисково-исследовательскую деятельность - посмотреть, потрогать, попробовать, спросить -  ведь природа ребёнка сама ориентирована на познание окружающего мира. Я – как педагог, должна прислушаться к ребёнку, понять его запросы и возможности, значит необходимо искать и применять более эффективные средства для развития познавательной активности детей. Я считаю, что технология проектной деятельности,  в данном случае, поможет организовать вхождение ребенка в мир социальной действительности.

       Использование ресурсов социокультурной среды д. Любница – наиболее эффективный и интересный способ ознакомления дошкольника с трудом взрослых. Чтобы видеть в целом всё «богатство» нашей деревни, я составила сетевую карту ресурсов, в которой  отметила все ресурсы нашей деревни и подобрала задачи, которые могут решаться на данном объекте, например:         администрация Любницкого сельского поселения – знакомство с профессией людей управляющих жизнью деревни, приобретение опыта решения какой–нибудь проблемы;

          живодноводческая ферма ОАО «Любница», молокозавод д. Любница – отчётливое представление о роли машин и механизмов в труде человека, обобщённое представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве;

         Октябрьская железная дорога – формирование системных представлений о железной дороге, её назначении, роли в жизни людей и страны в целом, проявление  активного интереса к профессии железнодорожника и т.д.

         В сетевую карту вошли не только социальные объекты, но и природно- географические, архитектура, значимые люди деревни: музыканты, певцы, мастера, заслуженные работники, художники, писатели, семейные династии, люди разных профессий, родители.

       Темы для проектов чаще всего выбирают сами дети. Моя задача организовать работу над проектом так, чтобы он был интересен, чтобы как можно больше было исследований, знакомств, участников проекта, разных видов деятельности. Вот, например как шла работа по реализации исследовательско-творческого проекта «Чем полезно молоко?»

         Моя воспитанница Аня пришла утром  в группу расстроенная:

-Анечка, ты чем расстроена? – спросили  дети.

-Мы с мамой поссорились.

-Из-за чего?

-Она меня заставляла пить молоко, а я не хочу. Я не люблю молоко. Вот она на меня и рассердилась.

-Аня, я  молоко пью  каждый день,- сказал Ваня.

-Я не понимаю, почему надо обязательно пить молоко?  Мама говорит, что оно полезное. А чем оно полезно?

Вот идея проекта. Дальше обсуждаем исследовательско--творческую деятельность. Сразу же у детей возникло множество вопросов: чем полезно молоко,  почему молоко белое,  если корова будет  есть красную траву, каким будет молоко,  как получается масло, когда появилось молоко, кроме коров кто-нибудь доится, что зимой едят коровы и т. д.?

         Исходя из детских вопросов, мы  составляем схему проекта. Начинаем работу с поиска информации. Заглянули в Интернет. «Оказывается, есть учёные, которые изучают свойства молока!» - удивилась Даша 6 л.

         Изучаем энциклопедии: «Оказывается, молоко дают лошади, овцы, козы, олени»,  – выяснила Аня 6.л. Тут же возник вопрос у Ульяны 6л.: «А у нас в садике, откуда молоко?» Ваня С. 7 л. предположил: «Наверное, из магазина».

         У Ульяны  мама работает в магазине. «Я попрошу маму, и она нам всё расскажет,» - сказала Уля. В магазине изучили молочную продукцию на витрине. Мама Ульяны рассказала, от каких производителей к ним поступает молочная продукция. У детей тут же возник вопрос: «Откуда у производителей молоко?»  Мы решили изучить этот вопрос: «У меня бабушка работает на ферме дояркой, давайте сходим к ней, и она нам всё расскажет», - предложил Ваня 6 л. Тут же предложил свою помощь и Лёша 6л.: «Нас мой папа проведёт по ферме, он там тоже давно работает, ухаживает за коровами». Родители организовали экскурсию на ферму. И опять у детей возникло множество вопросов: сколько одна корова даёт молока в день, чем зимой кормят коров, что такое силос?  А ещё оказывается коровы разного цвета, размера, и у всех разные рога, по которым можно определить возраст коровы. «Куда отвозят молоко с фермы?» - заинтересовались дети.  «Я знаю – на молокозавод! У меня бабушка там работает, давайте сходим туда, там очень интересно!» - сказала Даша.

    И снова детские вопросы: как принимают молоко, для чего нужна лаборатория, зачем нужны весы и большие ванны?

         «В этих ваннах варят творог »,- рассказала Даша 6л. «С ванны вытекает сыворотка – это молоко без жира» - снова поделилась информацией Даша. «А почему сметана называется сметаной, что такое сливки, почему они так называются?» - задавала вопросы Дашиной бабушке Аня 6 л. «Как делают масло?»- спросила  Ксения 7л.

         Все получили ответы на вопросы. Дети  познакомились с технологией приготовления творога, масла, сметаны, сливок, с  условиями их хранения, с различными профессиями, связанными с переработкой молока. Дети с интересом слушали рассказ об истории нашего молокозавода, рассматривали фотографии наших односельчан, которые были отмечены наградами за добросовестный труд. Узнали, в какие города поступала продукция нашего молокозавода много лет назад, и куда поступает сейчас. Прошла дегустация продукции  молокозавода.

           После познавательной экскурсии началась работа с информацией: дети подготовительной группы начертили карту-схему нашей деревни, где отметили маршрут до фермы и молокозавода, по карте России проложили маршрут «Путешествие нашей  молочной продукции раньше и теперь», проанализировали, что раньше рынок сбыта молочной продукции был обширнее, чем теперь, попытались объяснить, с чем это связано. Составили сказку «Путешествие молочной капельки».

          Дальше начались исследования «Чем же полезно молоко?» Дети исследовали молоко на вкус, на цвет. Узнали, что такое закваска, и что будет, если её добавить её в молоко, чем полезны кисломолочные продукты, и как ими правильно питаться. Приготовили простоквашу, а потом сварили творог, исследовали его: оказалось, что домашний творог крупнозернистый и очень мягкий. Сравнивали топлёное и пастеризованное молоко, изучили технологию приготовления топлёного молока, приготовили своё. Сравнивали кефир и йогурт на вкус, приготовили йогурт по собственным рецептам. Изучали, в каких продуктах содержится молоко, открыли магазин «Наше молочко». Руслана 4г. и её мама нашли информацию в Интернете о витаминах содержащихся в молоке. Вместе с детьми они сделали макет «Чем полезно молоко?» Подготовили выставку творческой мастерской. И как результат нашего исследования в группе прошла презентация в форме научного доклада. Провела презентацию Аня 6 лет.

         В ходе исследования дети научились делать выводы, анализировать, самостоятельно пользоваться информацией, искать информацию, применять в исследованиях. Самостоятельно проводить несложные опыты и исследования. Дети поняли значимость молока и молочных продуктов в развитии своего организма. Научились гордиться достопримечательностями своей деревни, своими односельчанами. Ведь огромный океан Россия начинается с маленькой капельки д. Любница.