+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса

Автор: Калимуллина Алсу Гасымовна

Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса.

Калимуллина Алсу Гасымовна

старший воспитатель МБДОУ Детский сад №67


     Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. На системном уровне одним из показателей качества дошкольного образования является качество деятельности дошкольного учреждения.

Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.

В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на новую систему образования (федеральные государственные требования, подготовка к введению ФГОС дошкольного образования). Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостную психолого-педагогическую работу, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей воспитанников.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Основная задача - выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.

При анализе деятельности можно выделить частные задачи: 

1.    Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки. 

2.    Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. 

3.    Организация работы по изучению новых образовательных стандартов (ФГОС дошкольного образования) и программ. 

4.    Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка. 

5.    Организация работы по изучению нормативных документов. 

6.    Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности). 

7.    Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов. 

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о необходимости внедрения в методическую работу инновационных процессов: нетрадиционных форм работы, активного использования информационно-коммуникативных технологий, в особенности Internet.

В нашем детском саду активно применяются инновационные формы методической работы, способствующие созданию эффективной системы, направленной на повышение педагогической компетенции, улучшение качества образовательного процесса:

1. Консалтинговая поддержка.

Данная поддержка на­правлена на оказание помощи педагогам через систему лекций и семинаров, на которые приглаша­ются представители педагогичес­кой науки. Наряду с традиционны­ми формами мы используем консультирование в режиме он-лайн, основанное на Интернет-техноло­гиях. В методическом кабинете для педагогов подготовлены электронные лекции, дополненные подборкой статей, материалами инновацион­ных технологий, готовящих педагогов к будущим дискуссиям.

2.    Кейсы-версии (case-study). 

Они связа­ны с совершенствованием самостоятельной работы педагога и включают: глоссарий специальных терминов, подбор проблемных си­туаций, основные и вспомогатель­ные материалы, список рекоменду­емой литературы. Кейсы делятся на проектные и проблемные. 

Проектные кейсы направлены на получение конкретного резуль­тата, готового к внедрению. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается в коллективе. Проводится подробное структури­рование содержательной части с указанием поэтапных результатов и сроков их представления. Фор­мы работы педагогов над про­ектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей, интересов участников. Успех проектной деятельности зависит от четкого распределения обязанно­стей и ответственности за ее вы­полняемую часть. 

Проблемные кейсы способству­ют решению какого-либо вопроса, поиску идей, предполагают обмен мыслями, мнениями. Дополни­тельно мы используем метод мозго­вого штурма, организуем коллок­виумы (разговор, беседа), на которых выносятся узловые, спорные про­блемы. 

2.    Методические дни. 

Эти дни помогают значительно повысить профессиональное мастерство. Методические дни обычно со­стоят из теоретической и практической частей. Формы проведения разнообразны. Особой популярностью в нашем ДОУ пользуются обу­чающие семинары, круглые столы, исследовательские игры. 

2.    Педагогические сообщества. 

Сообщества создаются по инициа­тиве педагогов и объединяют творческих людей одной идеей. Участие в них позволяет активизировать психические механиз­мы, креативность, развить адаптив­ность и мобильность педагогов. Научно-исследовательская коман­да создана для подготовки фундаментальных документов, требую­щих предварительного изучения, сбора данных методами анкетиро­вания или интервьюирования, их анализа и обобщения. Команда создает концепцию инновационной деятельности, участвует в разра­ботке социальных проектов, про­граммы развития, образовательной программы ДОУ и т.д. 

2.    Проектный совет. 

На заседаниях об­суждаются проблемные вопросы реализации инновационных идей, передовой педагогический опыт по приоритетным направлениям, зас­лушиваются отчеты руководителей о своей деятельности. Решения проектного совета носят конкрет­ный характер с указанием сроков проведения мероприятий и ответ­ственных за их выполнение. 

2.    Открытый профессиональный клуб. 

Основная цель – сплочение коллектива, стимулиро­вание и поддержка педагогического творчества, улучшение ин­формационного обеспечения педагогов, вынесение на общий суд профессиональных достиже­ний, организация полноценного досуга. Формы деятельности клу­ба: поликультурные музыкально­-­художественные литературные вечера, вернисажи, обсуждение нестандартных педагогических ситуаций, статей, книг, открытий, авторская песня, капустники. 

2.    Информационно-коммуникативные технологии -дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса

взаимодействие образовательного учреждения с органами управления в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями (документооборот, скайп-конференции, On-line-консультации, семинары);

-взаимодействие между педагогами системы образования через сетевые педагогические сообщества (социальная сеть педагогических работников «Наша сеть», МЦФЭР: ресурсы образования, «Первое сентября»);

-распространение педагогического опыта, участие в конференциях, педсоветах, конкурсах профессионального мастерства в Internet.

Ориентиром при внедрении инноваций в методическую работу ДОУ для нас стали принципы организации инновационной деятельности:

-Принцип сочетания традиционного и инновационного, т.е. сохранение и развитие традиций Детского сада; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров; превращение наиболее эффективных новаций в традиции.

-Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса.

-Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития: диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности; создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов.

-Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность как доминирующие качества специалиста.

-Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности.

Внедрение инноваций в методическую деятельность позволило:

-повысить эффективность педагогического процесса на основе использования, в практике результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта;

-создать инновационные образцы, модели педагогической деятельности;

-повысить научно-педагогический потенциала дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам;

-разработать конкретные перспективные направления развития ДОУ в условиях непрерывного педагогического образования, участия в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности воспитателей и специалистов посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию;

-расширить возможности педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения.

Литература: 

1.    Кирилина, М.В. Педагогическая компетентность воспитателей ДОУ в условиях инновационной деятельности [Текст] / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 5. – 2011. – с. 112-113. 

2.    Малкова, О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов [Текст] / О.А. Малкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.