Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Автор: Калимуллина Алсу Гасымовна
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса. Калимуллина Алсу Гасымовна старший воспитатель МБДОУ Детский сад №67
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на новую систему образования (федеральные государственные требования, подготовка к введению ФГОС дошкольного образования). Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостную психолого-педагогическую работу, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей воспитанников. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Основная задача - выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы. При анализе деятельности можно выделить частные задачи: 1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки. 2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. 3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов (ФГОС дошкольного образования) и программ. 4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка. 5. Организация работы по изучению нормативных документов. 6. Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности). 7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о необходимости внедрения в методическую работу инновационных процессов: нетрадиционных форм работы, активного использования информационно-коммуникативных технологий, в особенности Internet. В нашем детском саду активно применяются инновационные формы методической работы, способствующие созданию эффективной системы, направленной на повышение педагогической компетенции, улучшение качества образовательного процесса: 1. Консалтинговая поддержка. Данная поддержка направлена на оказание помощи педагогам через систему лекций и семинаров, на которые приглашаются представители педагогической науки. Наряду с традиционными формами мы используем консультирование в режиме он-лайн, основанное на Интернет-технологиях. В методическом кабинете для педагогов подготовлены электронные лекции, дополненные подборкой статей, материалами инновационных технологий, готовящих педагогов к будущим дискуссиям. 2. Кейсы-версии (case-study). Они связаны с совершенствованием самостоятельной работы педагога и включают: глоссарий специальных терминов, подбор проблемных ситуаций, основные и вспомогательные материалы, список рекомендуемой литературы. Кейсы делятся на проектные и проблемные. 2. Методические дни. Эти дни помогают значительно повысить профессиональное мастерство. Методические дни обычно состоят из теоретической и практической частей. Формы проведения разнообразны. Особой популярностью в нашем ДОУ пользуются обучающие семинары, круглые столы, исследовательские игры. 2. Педагогические сообщества. Сообщества создаются по инициативе педагогов и объединяют творческих людей одной идеей. Участие в них позволяет активизировать психические механизмы, креативность, развить адаптивность и мобильность педагогов. Научно-исследовательская команда создана для подготовки фундаментальных документов, требующих предварительного изучения, сбора данных методами анкетирования или интервьюирования, их анализа и обобщения. Команда создает концепцию инновационной деятельности, участвует в разработке социальных проектов, программы развития, образовательной программы ДОУ и т.д. 2. Проектный совет. На заседаниях обсуждаются проблемные вопросы реализации инновационных идей, передовой педагогический опыт по приоритетным направлениям, заслушиваются отчеты руководителей о своей деятельности. Решения проектного совета носят конкретный характер с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за их выполнение. 2. Открытый профессиональный клуб. Основная цель – сплочение коллектива, стимулирование и поддержка педагогического творчества, улучшение информационного обеспечения педагогов, вынесение на общий суд профессиональных достижений, организация полноценного досуга. Формы деятельности клуба: поликультурные музыкально-художественные литературные вечера, вернисажи, обсуждение нестандартных педагогических ситуаций, статей, книг, открытий, авторская песня, капустники. 2. Информационно-коммуникативные технологии -дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса взаимодействие образовательного учреждения с органами управления в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями (документооборот, скайп-конференции, On-line-консультации, семинары); -взаимодействие между педагогами системы образования через сетевые педагогические сообщества (социальная сеть педагогических работников «Наша сеть», МЦФЭР: ресурсы образования, «Первое сентября»); -распространение педагогического опыта, участие в конференциях, педсоветах, конкурсах профессионального мастерства в Internet. Ориентиром при внедрении инноваций в методическую работу ДОУ для нас стали принципы организации инновационной деятельности: -Принцип сочетания традиционного и инновационного, т.е. сохранение и развитие традиций Детского сада; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров; превращение наиболее эффективных новаций в традиции. -Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса. -Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития: диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности; создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов. -Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность как доминирующие качества специалиста. -Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности. Внедрение инноваций в методическую деятельность позволило: -повысить эффективность педагогического процесса на основе использования, в практике результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта; -создать инновационные образцы, модели педагогической деятельности; -повысить научно-педагогический потенциала дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам; -разработать конкретные перспективные направления развития ДОУ в условиях непрерывного педагогического образования, участия в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности воспитателей и специалистов посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию; -расширить возможности педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения. Литература: 1. Кирилина, М.В. Педагогическая компетентность воспитателей ДОУ в условиях инновационной деятельности [Текст] / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 5. – 2011. – с. 112-113. 2. Малкова, О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов [Текст] / О.А. Малкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. |