Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте реализации ФГОС ДО: нормативно-правовой, управленческий и содержательный аспекты
Автор: Калимуллина Алсу Гасымовна
Калимуллина А.Г.., старший воспитатель, МДОУ «Детский сад № 67»
Современное образование находится на новом этапе развития.С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первогосамостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизациядошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Перед дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом,обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольных учреждениях условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности ребёнка и педагога, мотивация на творческую совместную деятельность - такова суть организации образовательного процесса на личностно – ориентированной основе, которая является главной линией в современной системе образования.Меняются ориентиры взаимодействия с детьми «нового времени», что предъявляет высокие требования к системе подготовки педагогических кадров, способных не только создать условия, обеспечивающие эффективность и качество работы с ребенком дошкольного возраста, но и обеспечить с ним конструктивное взаимодействие.
Одной из задач ФГОС является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагоги, которые реализуют ФГОС, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Также, как и сам стандарт, воспитатель должен быть детоцентрирован, т.е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п. При этом, организуя взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет инициативу, самостоятельность развития ребенка, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность, инициативность ребенка.В соответствии с ФГОС ДО педагогическим кадрам предъявляются соответствующие требования:
- к их профессионально-педагогической компетентности;
- уровню профессионализма.
Это создает необходимость в разработке системы методических мероприятий, направленных на подготовку педагогов к участию в инновационной деятельности.Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку всей системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения, ориентированного сегодня не только на результат, но и на сам педагогический процесс и его участников.
Необходима такая модель организации методического сопровождения, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на непрерывное развитие, профессиональный рост. Эти задачи являются основными в работе старшего воспитателя на современном этапе, от них во многом зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, педагог сохраняет прежнее содержание образовательной деятельности, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Педагогамоказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.Современные требования к кадровым условиям предусматривают
укомплектованностьобразовательной организации квалифицированными
кадрами, компетентными:
—в организации различных видов деятельности воспитанников;
—осуществлении взаимодействия с родителями (законными
представителями)воспитанников и работниками образовательной
организации;
— методическом обеспечении образовательного процесса;
— реализации информационно-коммуникационных технологий;
— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту.Компетенции педагогов на сегодняшний день не соответствуют требованиям ФГОС ДО, новым квалификационным требованиям и профессиональному стандарту педагога.
Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентностиработника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, кругчьих-нибудь полномочий, прав.
Компетентность– новообразование субъекта деятельности,формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющеесобой системное проявление знаний, умений, способностей и личностныхкачеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи,составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции относятся к деятельности, компетентностьхарактеризует субъект деятельности. Компетентность не противостоитзнаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенныхусловиях знания, умения, способности и личностные качества могутрассматриваться с позиций профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога-это многофакторное явление,
включающее в себя:
- систему теоретических знаний педагога и способов их применения вконкретных педагогических ситуациях,
- ценностные ориентации педагога,
- интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения,отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания идр.)
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога
относят:
• методологическую,
• психолого-педагогическую,
• коммуникативную,
• исследовательскую,
• презентационную,
• акмеологическую,
• икт-компетентность
Методологическая компетентность:
- реализация системно- деятельностногоподхода;
- умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью
ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок);
- совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.
Психолого-педагогическая компетентность:
- теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и
физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности;
- умение педагогическимиспособами определить уровень развития детей;
-владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умениепроектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности).
Коммуникативная компетентность:
- практическое владение приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участникамиобразовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги).
Исследовательская компетентность:
- умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-
экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимойинформации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы.
Презентационная компетентность:
- умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайтедошкольного учреждения и т.д.
Акмеологическая компетентность:
-способность к постоянному профессиональному совершенствованию;
-умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
Информационно- коммуникационная компетентность:
- практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к
образовательной деятельности, ведению документации;
-умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность! Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения обеспечения качества образования, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
На основании этих компетенций необходимо организовывать методическую работу в ДОУ.
Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивномпедагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала. Цель методической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.Исходя из этого, выделяемведущиезадачи методической службы на новом этапе:
1. Совершенствовать нормативно-правовое обеспечение методической службы ДОУ.
2. Способствовать созданию, проектированию развивающей образовательной среды в ДОО, котораяпозволит реализовать достижения нового качества образования.
3. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогических работников.
4. Обеспечить реализацию инновационной деятельности в ДОУ.
5. Способствовать трансляции положительного педагогического опыта ДОУ на всех уровнях.
6. Способствовать повышению эффективности методической работы с педагогами с целью повышения их профессионализма и творческой активности.
7. Обеспечить повышение уровня педагогической работы, с целью совершенствования её качества и повышения результативности.
Исходя из данных задач методической работы, на основе её анализа были определены основные стратегические направления методической работы с педагогическими кадрами.
1. Образовательное – осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации педагогов через дифференциацию подходов к разной категории педагогов и определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога.
2. Инновационно-экспериментальное – создание, внедрение и распространение инноваций среди педагогов, как внутри ДОУ, так и на разных уровнях.
3. Творческое – создание и распространение эффективно действующей структуры творческого развития педагогов, основанного на профессиональном и личностном интересе, на стимулировании результатов труда.
Тактические направления методической работы:
1.Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей
реализацию ФГОС в ДОУ (методический аспект).
2. Создание организационного обеспечения реализации ФГОС.
3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов.
4. Материально-техническое обеспечение.
5. Создание информационного обеспечения.
6. Работа с родителями, общественностью.
7. Организация оптимальной модели деятельности.
Методическая работа включает следующие аспекты:
- методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности);
- методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов
проводится по следующим показателям:
- качество организации профессиональной деятельности;
- многообразие применения методов и приёмов работы с детьми;
- динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года;
- эмоционально благоприятный, комфортный, безопасный микроклимат в группе;
- информационная обеспеченность каждого направления работы;
- рейтинг среди воспитанников, родителей, коллег;
- педагогическая целесообразность методического обеспечения;
- наличие публикаций, обобщение и представление опыта на разных уровнях, творческая и профессиональная активность;
Очень важно выделить принципы методическойработы с кадрами на современном этапе.
Системность – организация целостной системы работы с педагогами, основанной на анализе и результатах их деятельности.
Непрерывность – профессиональное и личностное совершенствование педагога на протяжении всего профессионального пути.
Поступательность – использование опыта предыдущих поколений педагогов, методистов, науки практики.
Интегративность– взаимосвязь всех звеньев методической структуры, составление целостного представления педагогов о методической идее, формах и методах её реализации.
Дифференцированность – возможность реализации творческого потенциала каждого педагога, с разным профессиональным уровнем, разными способностями и возможностями педагога (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
На смену принципу «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, должен прийти принцип «педагогического взаимодействия».
Педагогическое взаимодействие означает согласованную деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов.
Структура педагогического взаимодействия содержит следующие элементы: