Статья "Роль социокультурного комплекса в социализации детей с ОВЗ
Автор: Закирова Елена Дмитриевна
Статья «Роль социокультурного комплекса в социализации детей с ОВЗ»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Педагоги Центра детского творчества решают проблему социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через досуговую деятельность.
Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность и увлеченность.
Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Наша задача помочь обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.
В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:
Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.
В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.
Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.
Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к само регуляции.
Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функцию. Таким образом педагоги Центра детского творчества проводят огромную работу с детьми ОВЗ.
В Центре детского творчества реализуется городской проект «Хочу быть как все», финансируемого Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации, для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов. В рамках данного проекта были организованны ряд мероприятий: акция «Разноцветное детство», праздничная программа «Здравствуй, лето», спортивное мероприятие «Вместе мы сможем больше», концертная программа «Солнечный круг». Так же во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, в рамках данного проекта «Хочу быть как все», была организована акция «Зажги синим» с целью привлечения внимания общественности к проблемам аутизма.
Организованна акция «Солнечные дети» в поддержку людей с синдромом Дауна, которая направлена на информирование о людях с данной патологией.
Данные мероприятия влияют на развитие положительного отношения ребѐнка с ОВЗ к себе, другим людям, окружающему миру.
- Создание условий для формирования у ребѐнка с ОВЗ положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребѐнка с ОВЗ чувства собственного достоинства,
- воспитание положительного отношения ребѐнка к окружающим людям;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
Данные мероприятия имеют удовлетворительный художественный исполнительский уровень, положительный отклик у детей с ОВЗ и их родителей.
В ходе деятельности большое внимание уделяется различным формам работы с семьёй. Активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей — это главное условие социализации ребёнка с ограниченными возможностями.
Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.
Главная задача педагогического коллектива – повышение уровня воспитательных умений родителей.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым каждого ребенка.
И в заключении, работая с инвалидами, следует помнить главное - что они такие же люди, которые могут и должны жить полноценной жизнью. Только для этого необходимо создать им определённые условия. Обществу нужно понять и принять человека таким, каков он есть. Жалость - не способ общения с инвалидами. Понимание и равноправие - вот составляющие компоненты в отношении общества к инвалидам.
Список литературы:
1.Досуговая педагогика: И.Ю. Исаева — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2010 г.
2.Организация культурно-досуговой деятельности. Учебник: И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева — Москва, Academia, 2014 г.
3.Основы социально-культурной деятельности учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова. - М.: Изд-во МГУК, 1995.
4. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: Баенская Е.Р. 2-е изд.М.,2009
5. Семья с особым ребенком.: психологическая социальная помощь//Вестник практической психологии образования. Бурмистрова Е.В. 2-е изд.М.,2009.