+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект беседы в старшей разновозрастной группе "Дети Войны

Автор: Крюкова Ольга Вячеславовна

Конспект беседы в старшей разновозрастной группе на тему: «Дети Войны»

Цель: ознакомить дошкольников с жизнью детей во время войны, расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Познакомить с юными героями войны.

Развивать мыслительную и речевую деятельность, умение вести диалог;

Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;

Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

Предварительная работа: чтение книг о Великой Отечественной войне, о пионерах-героях; организация встречи со старшим поколением; разучивание стихотворений, песен; слушание военных песен, беседы о музыке военных лет.

Воспитатель: — Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ручки. Обнимите себя этими ручками. А теперь обнимите соседа справа, затем слева. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших добрых сердец и душ. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.

Дидактическое упражнение: «Картинка – слово!»

Воспитатель: — Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.

Дидактическое упражнение: «Какими бывают слова»

- Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало?

- Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». (Конфеты, сахар, клубника, шоколад и т. п.)

- А теперь вспомните и назовите «веселые слова» (Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка и т. п.) - Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (Слёзы, болезнь, укол, расставание и т. п.).

- А есть слово страшное — это слово «война».

Я попрошу вас присесть на стульчики.

А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза. Воспитатель включает звуки военных действий.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли звуки выстрелов, рева танка в мирное время? Когда раздаются такие звуки? (Во время войны).

Давным-давно, когда вас ещё не было на свете, жили люди и также любили хорошо, да только беда постучалась в дома. Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война.

А почему война называется Великой Отечествен­ной? Слово «Великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Наши воины совершили очень много подвигов. Но в войне погибали не только солдаты. От войны больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие.

Дети, такие же, как вы, помогали матерям прокормить семью: летом собирали грибы, ягоды, которые сушили в виде лепешек, а зимой размачивали в воде и ели. Весной рвали лебеду и варили из нее суп. Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими, кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай. А зачем солдатам на фронте нужны продукты?

Женщины выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, а на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины от фашистских захватчиков. Старушки вязали варежки и шарфы для солдат, чтобы они не мерзли и могли смело бить врага.

Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.

На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.

Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.

Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Сегодня мы с вами поговорим о детях войны. Мы откроем страницы воспоминаний детей военных лет.

Когда началась война - все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Горестным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и мужчины уходили.

Показ иллюстраций.

Женщины оставались дома. Они работали врачами, медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов, работали в поле, трудились на заводах и фабриках - изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки. В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине.

Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?

Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?

Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещения.

Трудились дети и на заводах: помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми.

Показ иллюстраций.

Как вы думаете, легко им было?

Да, дети очень уставали. Бывало, кто - то засыпал около станка, но они понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии. А вечером, вместе с взрослыми, дети патрулировали улицы городов, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолёты не могли сбрасывать бомбы на мирных жителей. А после налётов вражеской авиации гасили на крышах домов зажигательные бомбы, чтобы не было пожаров.

Во время войны дети помогали партизанам.

Вспомните, кто такие партизаны?

Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении. Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли: это было очень опасно. Помощники партизан придумали военную хитрость. Как вы думаете, дети, какую хитрость они придумали?

Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка - три пушки. Шишки - это танки. Пять шишек - это сколько танков?

Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.

А ещё, своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?

Пальчиковая гимнастика: «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу).

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево - вправо).

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются).

Молодцы, ребята. Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?

В трудное военное время дети продолжали учиться. Было очень трудно. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.

Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почётные звания, прежде всего звание Героя Советского Союза.

А теперь давайте посмотрим видеоролик о детях – героях. Просмотр видео.

Ребята, как вы считаете, эти ребята проявили настоящее мужество в это тяжелое для всех время? Вы гордитесь, что у нас такой мужественный и сильный духом народ?

Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь.Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.

Пусть наши дети подрастают

И в военные игры только играют.

Пусть будет мир на всей Земле

«Да» - скажем миру!

«Нет» - войне!

Наша встреча подошла к концу, расскажите о ней своим близким и друзьям. Что нового, интересного вы сегодня узнали?

Василий Курка – 14-летний снайпер, уничтоживший 179 фашистов

Прославленный снайпер, уничтоживший 179 фашистских солдат во время Великой Отечественной войны, в конце войны лейтенант, командир взвода Советской Армии, подготовивший 59 снайперов. Василий Курка – не только самый молодой, но и один из самых результативных снайперов времен Великой Отечественной войны.Он пришел на фронт в 13-летнем возрасте со словами: "А что, не возьмете? 13 лет мне, уже немалый. А сражаться буду, как все, вот увидите. " и полностью выполнил свое обещание.

Марат Казей – 13-летний партизан, разведчик

В 1942 года Марат становится разведчиком. Его задачей было проникновение в гарнизон врага и добыча ценных данных, благодаря чему партизаны смогли отбить важную точку в Дзержинске.

На счету храброго мальчика - не один отважный поступок. Так,1943 годом датируется первый подвиг Марата Казея: он спас отряд своих товарищей от гибели. Немецкие войска окружили партизан, но Марат смог выбраться, однако не для спасения своей жизни: он смог привести помощь, и враг был разбит.

Ближе к концу этого же года подвиг Марата Казея был отмечен почетной наградой – орденом Отечественной Войны первой степени, а также медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».

В 1944 году начинается операция «Багратион», благодаря которой Беларусь освободили от фашистских захватчиков, чего не смог увидеть Марат Казей. Гитлеровцы вышли на партизанский отряд у деревни Хоромицкие. Завязался бой, в котором мгновенно погибает напарник Марата. Немцы окружают его, надеясь взять в плен. Вскоре у Марата закончились все патроны, тогда он принимает судьбоносное решение: подорвать себя гранатой. На сегодняшний день есть две версии,которые объясняют этот подвиг Марата Казея: Пионер-герой сделал это, чтобы предотвратить карательную операцию в деревне. Чтобы уничтожить немцев.

Володя Дубинин – 13-летний партизан, разведчик

Был одним из членов партизанского отряда, численностью около 100 человек, воевавшего в каменоломнях Керчи.

Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в партизаны. Со своими друзьями, Володя Дубинин многократно ходил в разведку. Юные разведчики доставляли ценные сведения о расположении частей врага, о численности немецких войск и т. п. Володя был маленького роста, поэтому мог выбираться по очень узким лазам.

Во время одной из разведок узнал, что немцы собираются затопить каменоломни. Рискуя жизнью, в дневное время прошёл вражеские посты и предупредил партизан об опасности, спас тем самым жизнь отряду. Были возведены защитные стенки, заделаны отверстия.

Партизаны, опираясь на разведданные, планировали свои боевые операции. В штольнях во время боя мальчик подносил бойцам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца.

Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941—1942 гг. Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. 4 января 1942 года от взрыва мины погибли 4 сапёра и помогавший им Володя Дубинин. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Аркадий Каманин – самый молодой летчик Второй мировой войны (14 лет)

Летал штурманом-бортмехаником на двухместном биплане.

В эскадрилье Аркадий из-за своего юного возраста получил прозвище Летунок. Но несмотря на детский «позывной», Каманин очень скоро доказал, что в мастерстве не уступает взрослым летчикам. Произошло это во время его встречи в воздухе с немецким истребителем «Мессершмидт». Немец сел на хвост биплану Каманина, когда тот совершал рейс между двумя аэродромами. На выручку к юному пилоту бросились его старшие товарищи, однако Аркадий справился самостоятельно, выполнив несколько лихих виражей и уйдя от атаки.

В начале 1945 года Аркадий получил приказ доставить в партизанский отряд, действовавший глубоко в тылу, пакет с документами и аккумуляторы для радиостанции, которая была для партизан единственным средством общения с Большой землей. По этому маршруту он раньше не летал, ориентироваться предстояло только по карте, а путь пролегал над горами и погода была облачной. Несмотря на это, Каманин отлично справился с заданием, совершил полуторачасовой перелет по неизученному маршруту за линию фронта и передал партизанам все необходимое, за что в итоге ему присвоили орден Красного Знамени.

Петя Клыпа – 15-летний герой ВОВ В первые минуты начала боевых действий на территории Советского Союза, как известно, Брестская крепость оказалась в гуще событии. Маленький солдат проснулся от грохота взрывов, среди раненных и убитых. Был контужен, но взял ружье и встал на защиту Брестской крепости.Его миссия была ходить в разведку, так как он был юркий, маленький и незаметный. 23 июня Петр вместе с товарищем нашел склад боеприпасов. Это была поистине драгоценная находка, так как их катастрофически не хватало. Еще одну ценную находку совершил Петр чуть позднее – обнаружил склад с медикаментами. Так же разыскал кусок ткани для женщин и детей, которые не успели одеться, ведь в момент нападения фашистов, люди мирно спали. Добывали ребята продукты питания, воду из Буга.

Зина Портнова – 13 лет Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила суп (погибло более ста офицеров). Нацисты начали поиск злоумышленников, подозревая всех и каждого. Попала под подозрение и Зина, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка бабушкиного дома, но та отпоила ее травяными отварами и молочной сывороткой, в результате, девушка осталась жива. Однако после произошедшего оставаться в деревне ей было смертельно опасно, и Портнову переправили в партизанский отряд. С августа 1943 года разведчица партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах.

Итог. Что узнали нового на занятии? Как трудились дети во время ВОВ? какие имена героев запомнили?