Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения
Автор: Суродеева Наталья Алексеевна
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения
«Путешествие в страну дорожных знаков»
4 класс
Цели занятия:
1. Учить детей сознательному ориентированию в дорожных ситуациях.
2. Развивать навыки и привычки поведения на дороге и в транспорте.
3. Повторить и закрепить ранее изученные дорожные знаки и их группы.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Наглядность: маршрутная карта, макет светофора, фотографии транспорта, название групп знаков, знаки дорожного движения, пословицы о дорожном движении, дипломы каждому участнику, костюмы детям.
Подготовительная работа:
1. Изучение правил дорожного движения согласно учебному плану и программе на уроках и во внеурочное время.
2. Чтение и анализ художественной литературы по темам.
3. Моделирование дорожных ситуаций с использованием дидактического материала по ПДД.
4. Тренировки с простейшими тренажёрами и макетами, отражающими обстановку на дорогах.
5. Работа со стационарными, динамическими и сюжетными макетами.
6. Просмотр диафильмов с последующим обсуждением увиденного.
7. Сюжетные картины, слайды из фонда ГИБДД, использование экспериментов на макете улицы.
8. Экскурсии на дорогу.
9. Изготовление костюмов в детям.
10. Домашнее задание для детей и родителей.
Предполагаемые результаты:
Полученные знания дети смогут применить в жизни, обезопасить себя на проезжей части улицы.
Используемая литература:
1. Учебный план и программа по изучению ПДД. Казань, 1997
2. «О чём говорят дорожные знаки» Комплект дорожных знаков к учебному пособию. Казань, 2001г.
3. Р.П. Бабина «Советы дяди Стёпы»
4. Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность на улицах и дорогах»
5. Р.Б.Бабина «Увлекательное дорожное путешествие»
6. Р.Б. Бабина «Азбука дорожной безопасности»
7. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для педагогов, детей, родителей.
8. П.А.Шибецкий «Безопасность и дети». Казань, 1996
Содержание:
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие на автобусах по маршруту Историческая площадь – Станция Стихов и Пословиц. Обращаю внимание на доску, где прикреплен Маршрутный лист. На вашем пути будет несколько остановок, во время которых вы узнаете что-то новое из истории дорожного движения, продемонстрируете свои знания правил Дорожной Азбуки, посоревнуетесь между собой.
В классе у нас много гостей, и среди них работники ГИБДД, которые будут оценивать ваши знания. (Представляю инспекторов ГИБДД).
Итак, отправляясь в путешествие, сядьте удобно, представьте, что вы пассажиры двух автобусов, а я ваш экскурсовод, (Звучит музыка в течение 1 минуты. Движение началось. Музыка заканчивается).
Экскурсовод: Уважаемые пассажиры! Наши автобусы остановились на Исторической площади. Здесь мы узнаем много интересного из истории возникновения дорожных правил. Как вы думаете, сколько лет правилам дорожного движения?
Ученик 1: 18 век. Именно тогда и именно в России было доведено «до сведения широкой публики несколько очень строгих требований:
1. В городе и в предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить.
2. Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться (т.е. не столкнуться).
3. На мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро.
4. Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные. Конным на оных камнях отнюдь не становиться, тож и подле самих стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком.
5. На улицах ямщикам предписывается ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать.
Впервые в России водительские права получил извозчик в1784 году.
Экскурсовод: Когда начали отмечать День рождения светофора?
Ученик 2: Первый светофор появился в Англии, в центре Лондона в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. День, когда на улицах громадного города появились разноцветные фонари, считается Днем рождения светофора. Это был газовый, двухсекционный светофор-красный и зеленый. Такой же двухсекционный, но уже электрический фонарь вспыхнул на улицах 50 лет спустя. Третью, не существовавшую тогда желтую секцию, заменял регулировщик. В нужную минуту он свистел, давая знать, что один сигнал сменился другим.
12 лет свисток помогал светофору, пока не сменился на 3- секционный. В нашей стране 3-секционный светофор появился в 1929 году в Москве.
Экскурсовод: Когда же возникли дорожные знаки?
Ученик 3: Особым языком разговаривает улица. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами «разговаривают» улицы всех стран мира. Интересна история возникновения дорожных знаков. Наши предки заботились о путешественниках, старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев, делали зарубки на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы.
В России при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. При Петре I на дорогах столбы стали окрашивать полосами. Современные дорожные знаки разнообразны. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека.
Было время, когда каждое государство имело свои знаки. Теперь по нашим дорогам двигаются автомобили из Германии, Франции, Италии и других стран, т.к. дорожные знаки везде одинаковы.
Экскурсовод: Знаете ли вы, что…
Ученик 4: В 1986 году весь мир отметил 100 - летие автомобиля?
Автомобиль слово нерусское. В переводе с греческого оно означает «самодвижущийся». Почему «само»? Чтобы ехать на автомобиле, не требуется крутить педали как на велосипеде, ни лошадь запрягать, автомобиль едет «сам», - его заставляет двигаться собственный двигатель.
Чтобы я тебя повез
Не давай ты мне овес,
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины,
И тогда поднявши пыль,
Побежит автомобиль.
Самый первый автомобиль назывался «омнибус» и вместо бензина заправлялся дровами. Водителя называли шофером, что в переводе с французского языка значит «истопник» или «кочегар».
Экскурсовод: А что значит слово трамвай?
Ученик 5: Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. По-английски оно произносится «трэм-вэй». «Трэм»-вагон, «вэй»-путь. Значит, трамвай –вагон, ходящий по путям, рельсам. Тяжело было бы жить без трамвая в большом городе. Но города появились уже несколько веков назад. На чем же тогда ездили горожане? Сначала придумали омнибус – большую многоместную карету. Слово «омнибус» означает «для всех», омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек- «бус» живет в названиях нынешних машин: троллейбус, автобус.
Экскурсовод: Почему выбраны именно эти цвета для светофора?
Ученик 6: Красный цвет опасность, пожар сдерживает нас, призывает к осторожности. Желтый цвет напоминает нам солнышко, оно может быть другом или врагом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торопись!». Зеленый цвет: зеленые поля, луга, леса. Словом, все то, что связано у нас покоем, отдыхом. Это безопасность.
- Звучит музыка. Автобусы отправляются дальше. По окончании музыки:
Экскурсовод: Мы приехали на Бульвар Дорожных знаков. Здесь на этом бульваре… (Звонок велосипедиста) – Ой, что это? (выезжает Кот Леопольд на велосипеде).
Кот: Здравствуйте, ребята! Я недавно купил велосипед, а чтобы на нем кататься безопасно, прошел настоящую школу светофорных наук.
Экскурсовод: Кот Леопольд, давай проверим, знают ли наши экскурсанты правила дорожного движения?
Кот: Ребята, а с дорожными знаками вы знакомы?
Ученики: Да!
Леопольд: Сейчас я это проверю! У меня здесь целый рюкзак с дорожными знаками.
Мыши из-за ширмы: «Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус! (Мыши воруют рюкзак и убегают).
Леопольд: Опять эти мыши!
- Ой. Рюкзак мой утащили. Сейчас я их догоню. (Садится на велосипед и уезжает).
Мыши выходят из-за ширмы, вытряхивают знаки на стол, рассматривают, пробуют на зуб, снова заглядывают в рюкзак и махнув рукой, разочарованно говорят: Ну вот, и ничего интересного!
И ничего вкусного!
Леопольд въезжает на велосипеде –Ах, вот вы где!
Мыши: Прости нас,Леопольд! Леопольдушка, прости!
Леопольд: Ребята! Давайте жить дружно! Садитесь в автобус и слушайте внимательно!
Экскурсовод: Здесь мыши положили знаки. Ваша задача взять знаки и встать к той табличке, к которой эти знаки относятся. (Учащиеся берут знаки и делятся на группы).
Экскурсовод: Кто расскажет о своей группе знаков? (из каждой группы по одному ученику, инспектор ГИБДД оценивает).
Экскурсовод: На этой станции нас ждет еще одно задание. Из каждого автобуса нужно по одному пассажиру, чтобы расставить имеющие знаки на