Литературное развитие младших школьников через изучение устного народного творчества
Автор: Барабанова Елена Геннадьевна
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Барабанова Елена Геннадьевна
Рассматривается система работы над литературным развитием младших школьников через изучение пословиц и поговорок. Анализируется роль пословиц и поговорок и приведены примеры приёмов работы в начальной школе. Предложены возможные формы работы на уроках, представлены основные принципы литературного развития обучающихся начальной школы.
Ключевые слова: литературное чтение, методические приёмы, виды тропов, основные принципы, формы работы, примеры.
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». С. Лупан
Определение литературного развития принадлежит ученому-методисту Н.Д. Молдавской: «Литературное развитие - возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к восприятию искусству слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями». [1]
Литературное развитие трактуется в современной методике как трехсторонний процесс, включающий:
1) формирование читателя (обучение восприятию, осмыслению и интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания, оценке его с эстетических позиций и выражению свои оценки, как в словесной, так и невербальной форме);
2) развитие литературного творчества школьников, способности адекватно выразить себя в слове;
3) расширение культурного поля ребенка, развитие школьника как носителя и созидателя культуры.
Представленные в учебниках литературные произведения, на мой взгляд, открывают широкий простор каждому учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения, творческой фантазии, литературного развития обучающихся.
Устное творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении, которые неразрывно связаны между собой.
В устном творчестве любого народа значительное место занимает наиболее популярный жанр – пословицы и поговорки.
Различие между пословицей и поговоркой в том, что пословица - это суждение, грамматически законченное предложение, а поговорка - лишь устойчивое выражение.
«Умелое, быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме». Рыбникова М.А.[2]
Пословицы и поговорки - это меткое народное слово, точные и остроумные оценки ситуаций, вещей явлений.
Тематика пословиц безгранична. Можно найти в пословицах характеристики всех классов русского общества, всех сословий от средневековья до наших дней: крестьян, ремесленников, бояр, дворян, духовенства, чиновничества. Самый большой сборник русских пословиц принадлежит В.И. Далю.
Пословицы и поговорки дают богатый материал для работы над сознательностью чтения. Работа с этими жанрами предполагает раскрытие, как прямого смысла, так и переносного значения. К раскрытию метафоры пословицы можно подвести учащихся с опорой на жизненный пример.
При их изучении я использую следующие методические приемы:
- классификация по тематике (со 2 класса);
- выбор из нескольких пословиц той, которая в наибольшей степени отражает основную мысль текста (со 2 класса);
- иллюстрирование пословиц примерами из жизни и из книг (3-4 классы);
- сочинение рассказа (сказки, басни) в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице (4 класс).
В пословицах и поговорках встречаем самые разные виды тропов: метафора, гипербола, литота, сравнение самых разных видов, синекдоха и метонимия, олицетворение, антитеза и оксюморон, ирония.
Обыгрываются в пословицах омонимы, синонимы, паронимы, слова внешне сходные, но разные по смыслу. Рифма в пословицах не только создает благозвучие, но и придает им большую изобразительную силу.
Школьники должны получить необходимые знания об основных признаках выразительной речи, о языковых механизмах создания образного высказывания. Для их изучения поговорки и пословицы - прекрасный материал.
Работа с пословицами и поговорками в моей практике проходит ежедневно. На уроках учащиеся ведут себя активно, высказывают различные мнения, спорят по ходу событий и поступков, интересуются темой и активно выполняют задания.
Процесс целенаправленного и систематического ознакомления младших школьников с пословицами и поговорками приводит к тому, что:
- у обучающихся повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки;
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию пословиц и поговорок в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл;
- в системе идёт литературное развитие всех признаков правильной речи.
Работу по ознакомлению детей с пословицами и поговорками необходимо строить на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- в - третьих, активного включения детей.
Эффективным средством развития экспрессивной речи являются скороговорки. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, воображения, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В устном творчестве любого народа значительное место занимает наиболее популярный жанр - сказки. Это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в котором происходит много удивительного и невероятного. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
В. Даль считал, что сказка "очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства".
На примерах простых, доступных сказок дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. "На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни".[3]
Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста совершенствуются все виды речи детей через изучение устного народное творчество. Обучающиеся овладевают нормами литературного языка, функциональными стилями языка, у них формируются качества хорошей речи, развиваются навыки связной речи, совершенствуются регулятивная и планирующая функции речи.
Литература:
Вавилова Н.М. Еще раз о пословице // Начальная школа. 1994. №3.
[1] Молдовская Н.Д.Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., Педагогика, 2009.
Даль В.И Пословицы и поговорки русского народа. // Пословицы русского народа. М., 1984.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 2014.