Конспект НОД в старшей разновозрастной группе "Знакомство с русским народным костюмом
Автор: Крюкова Ольга Вячеславовна
НОД в старшей разновозрастной группе на тему: «Знакомство с русским народным костюмом»
Интеграция образовательных областей
речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель – познакомить детей с русским народным костюмом
Задачи.
познакомить детей с элементами русского народного костюма, учить находить соответствие элементов народного костюмов с современной одеждой;
объяснить детям значение некоторых слов (понева, косоворотка, лапти)
учить детей создавать элемент костюма – плести из тесьмы пояс или налобный оберег;
развивать способность детей проводить сравнение, выделять отличительные признаки северного и южного русских костюмов;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к русской национальной культуре, самостоятельность в выполнении.
Материалы и оборудование.
«Русский народный костюм», магнитофон, аудиозаписи с русской народной мелодией, столы и стулья по количеству детей, силуэты русского сарафана из бумаги.
Место проведения: мини-музей "Русская изба"
Ход занятия.
Педагог:- сегодня мы с вами познакомимся с русским народным костюмом. Посмотрите внимательно фотографии, все ли изображенные костюмы одинаковы, чем они отличаются.
Ответы детей. Педагог подводит детей к выводу: костюмы разные, есть мужские и женские, есть праздничные и повседневные (мене нарядные).
Педагог:
- Наша страна Россия – очень большая, поэтому в разных краях нашей страны костюмы людей отличались друг от друга. На юге женский костюм состоял из рубахи и поневы. Поневы – это шерстяная юбка, которую одевали поверх рубахи. Подол рубахи украшали вышивкой. Обязательным элементом был передник.
- Как вы думаете, что такое передник.
Ответы и предположения детей.
Педагог:
- Каждый из нас знаком с передником. Это фартук, который часто используют наши мамы, когда готовят обед. Передник защищал одежду от загрязнений и скрывал неукрашенные части костюма. Сейчас наши мамы надевают фартук, чтобы не испачкать одежду.
- На голове девушки обычно носили повязку или ленту. Праздничный костюм обязательно дополнялся украшениями.
Педагог показывает женский северный костюм. Демонстрирует его детям.
- Это костюм, который носили женщины у нас на Севере. Основу костюма составлял сарафан. Шили сарафаны из самых разных тканей. Важной частью костюма была душегрейка – теплая кофта, обычно без рукавов. Скажите, а на какой предмет одежды похожа душегрейка.
Ответы детей: жилетка, болеро.
Педагог:
- На Севере женщины носили головные уборы, которые назывались кокошники. Кокошники украшались бисером, жемчугом, фольгой. Свои праздничные костюмы женщины одевали на ярмарку, на гулянья, где бывали всегда игры. Предлагаю вам поиграть в игру «Составь картинку».
Дидактическая игра «Составь картинку».
Педагог:
- Давайте продолжим нашу экскурсию по выставке костюмов. Мужские костюмы были менее разнообразны. Рубаха называлась косоворотка, брюки – портки, летом на ногах носили лапти, зимой – валенки. Рубаха украшалась вышивкой, подпоясывалась поясом. На голове мужчины носили картуз.
А сейчас приглашаю вас поиграть в игру. Игра называется «А у нас».
Педагог:
- Я буду называть элемент русского костюма, а вы называйте, как этот элемент костюма называется у нас:
- в русском народном костюме лапти, а у нас - …….. (туфли, ботинки, сандалии)
- в русском народном костюме передник, а у нас – ………(фартук)
- в русском народном костюме картуз, а у нас - ………… ...(кепка, бейсболка)
- в русском народном костюме душегрейка, а у нас - ……….. (жилет, болеро)
- в русском народном костюме понева, а нас - ………. ………..(юбка)
- в русском народном костюме сарафане, а у нас - ……………. (сарафан)
Педагог:
- Молодцы, все правильно называли. А сейчас я приглашаю в мастерскую.
Дети рассаживаются за столы, разрисовывают орнаментом сарафан из бумаги.
Педагог:
- Ребята, давайте, посмотрим, какие изделия у вас получились. Молодцы!
Дети демонстрируют свои изделия.
Педагог: Что нового узнали? Понравилось вам занятие? Что понравилось?