+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД в старшей разновозрастной группе "Знакомство с русским народным костюмом

Автор: Крюкова Ольга Вячеславовна

НОД в старшей разновозрастной группе  на тему: «Знакомство с русским народным костюмом»

Интеграция образовательных областей

речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель – познакомить детей с русским народным костюмом

Задачи.

познакомить детей с элементами русского народного костюма, учить находить соответствие элементов народного костюмов с современной одеждой;

объяснить детям значение некоторых слов (понева, косоворотка, лапти)

учить детей создавать элемент костюма – плести из тесьмы пояс или налобный оберег;

развивать способность детей проводить сравнение, выделять отличительные признаки северного и южного русских костюмов;

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать интерес к русской национальной культуре, самостоятельность в выполнении.

Материалы и оборудование.

 «Русский народный костюм», магнитофон, аудиозаписи с русской народной мелодией, столы и стулья по количеству детей, силуэты русского сарафана из бумаги.

Место проведения: мини-музей "Русская изба"

 

Ход занятия.

Педагог:- сегодня мы с вами познакомимся с русским народным костюмом. Посмотрите внимательно фотографии, все ли изображенные костюмы одинаковы, чем они отличаются.

Ответы детей. Педагог подводит детей к выводу: костюмы разные, есть мужские и женские, есть праздничные и повседневные (мене нарядные).

Педагог:

- Наша страна Россия – очень большая, поэтому в разных краях нашей страны костюмы людей отличались друг от друга. На юге женский костюм состоял из рубахи и поневы. Поневы – это шерстяная юбка, которую одевали поверх рубахи. Подол рубахи украшали вышивкой. Обязательным элементом был передник.

- Как вы думаете, что такое передник.

Ответы и предположения детей.

Педагог:

- Каждый из нас знаком с передником. Это фартук, который часто используют наши мамы, когда готовят обед. Передник защищал одежду от загрязнений и скрывал неукрашенные части костюма. Сейчас наши мамы надевают фартук, чтобы не испачкать одежду.

- На голове девушки обычно носили повязку или ленту. Праздничный костюм обязательно дополнялся украшениями.

Педагог показывает женский северный костюм. Демонстрирует его детям.

- Это костюм, который носили женщины у нас на Севере. Основу костюма составлял сарафан. Шили сарафаны из самых разных тканей. Важной частью костюма была душегрейка – теплая кофта, обычно без рукавов. Скажите, а на какой предмет одежды похожа душегрейка.

Ответы детей: жилетка, болеро.

Педагог:

- На Севере женщины носили головные уборы, которые назывались кокошники. Кокошники украшались бисером, жемчугом, фольгой. Свои праздничные костюмы женщины одевали на ярмарку, на гулянья, где бывали всегда игры. Предлагаю вам поиграть в игру «Составь картинку».

Дидактическая игра «Составь картинку».

Педагог:

- Давайте продолжим нашу экскурсию по выставке костюмов. Мужские костюмы были менее разнообразны. Рубаха называлась косоворотка, брюки – портки, летом на ногах носили лапти, зимой – валенки. Рубаха украшалась вышивкой, подпоясывалась поясом. На голове мужчины носили картуз.

А сейчас приглашаю вас поиграть в игру. Игра называется «А у нас».

Педагог:

- Я буду называть элемент русского костюма, а вы называйте, как этот элемент костюма называется у нас:

- в русском народном костюме лапти, а у нас - …….. (туфли, ботинки, сандалии)

- в русском народном костюме передник, а у нас – ………(фартук)

- в русском народном костюме картуз, а у нас - ………… ...(кепка, бейсболка)

- в русском народном костюме душегрейка, а у нас - ……….. (жилет, болеро)

- в русском народном костюме понева, а нас - ………. ………..(юбка)

- в русском народном костюме сарафане, а у нас - ……………. (сарафан)

Педагог:

- Молодцы, все правильно называли. А сейчас я приглашаю в мастерскую.

Дети рассаживаются за столы, разрисовывают орнаментом сарафан из бумаги.

Педагог:

- Ребята, давайте, посмотрим, какие изделия у вас получились. Молодцы!

Дети демонстрируют свои изделия.

Педагог: Что нового узнали? Понравилось вам занятие? Что понравилось?