+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД "Знакомство с русской избой, бытом крестьян" в старшей разновозрастной группе

Автор: Крюкова Ольга Вячеславовна

Конспект НОД «Знакомство с русской избой, бытом крестьян» с старшей разновозрастной группе

Задачи:   развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.

Интеграция с образовательными областями:

Речевое развитие:

•  расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, и т. д.   

Социально-коммуникативное развитие:

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

•  приобщать к культуре своего народа.

Физическое развитие:

• развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: предметы русского быта, записи музыкальных произведений, деревянные ложки, угощение для детей.

Ход занятия

I. Вводная часть (2 мин.)

(Звучит музыка, в мини - музей заходят дети, встают в кружок)

Воспитатель: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется, в которой вы живёте?

Дети: Россия.

I.  Основная часть (23 мин.)               

(показ презентации)

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

(Дети садятся на скамейки)

Воспитатель: Приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю. 

Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Или как раньше говорили на куты. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

Ребёнок: (загадка) Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала (печь).

(показ презентации)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по- чёрному. Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы, в которых топились печи по- чёрному назывались «курные» или «черные», из-за копоти от дыма, и такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.

(показ презентации)

Воспитатель: Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги. Где находился в избе «бабий кут»? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

Ребёнок:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

(показ презентации)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Ребёнок: С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее (пословица).

Ребёнок: Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

(показ презентации)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

Ребёнок:

Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда (пословица).

Воспитатель: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3Следующий предмет- помощник...

Всех кормлю, а сама безротая. (Ложка))

Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

Воспитатель: У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени». Воспитатель с детьми играют на ложках

Воспитатель: Следующие предметы - помощники.

Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею. (Веретено)

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут

Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь - это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель:

Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)

А что хранили в ларях? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это за место в избе? (Ответы детей)

Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Дети, какие предметы находились в красном углу? 

 Дети: стол, лавки.

Воспитатель: Для чего? (Ответы детей)

Воспитатель: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.

Воспитатель: В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена.

Воспитатель: Потом появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.

Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

Русская народная игра «Пошел козел по лесу»

Русский народ славился гостеприимством, и славились на весь мир знаменитые пряники. На Руси это было праздничное угощение, пряники были печатные очень дорогие, и фигурные. И говорили на Руси :«Прянички фигурные на столе лежат, вкусным, сладким пряничком каждый будет рад!»

III.      Заключительная часть (5 мин.)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси.

Воспитатель:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

А сейчас по старинному обычаю, попьем чай с пряниками.