Итоговое занятие по обучению грамоте "Урок мудрой Совы
Автор: Крюкова Ольга Вячеславовна
Итоговое занятие по обучению грамоте «Урок мудрой Совы»
Дата проведения: 18 апреля 2024г
Цель: закрепить полученные детьми знания.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;
• учить составлять предложения по схемам;
• обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом,
Воспитательные:
• воспитывать чувство товарищества, доброжелательное воспитателя и товарищей;
• поощрять активность.
Материал:
Демонстрационный: карточки с буквами по заданию, картинки по заданиям,
Раздаточный: Карточки с заданиями, схемы предложений, пеналы звукового анализа.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся со всеми. Они хотят посмотреть, чему вы научились, все ли вы знаете и умеете, для того, чтобы идти в школу. Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение ) Задания будут трудные, но интересные, и я уверена, что вы со всем справитесь.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Когда мы общаемся друг с другом, что слышим? (Звуки.) Правильно - это звуки речи.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему они называются «гласные»? (их можно пропеть, протянуть).
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным).
- Почему не поются согласные звуки? Что им мешает? (губы, зубы, язычок).
- Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим).
- А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («Ь», «Ъ»). А для чего они нужны? (Они придают слову твёрдость или мягкость).
- Чем отличается «звук» от «буквы» (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на урок к Мудрой Сове. А где она живет? (в лесу) Давайте отправимся в лесную школу.
Воспитатель: Вот мы попали на лесную полянку. Здесь растут сказочные грибы, давайте их соберем. (Дети собирают грибы по корзинкам – в корзинку с красным бантом грибы с гласными буквами, с синим – с согласными буквами.)
Игра «Соберем грибы в корзинку»
Воспитатель: со всеми детьми Игра «Поймай звук»
Правила игры:
Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – вам нужно хлопнуть в ладоши.
- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.
- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.
(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛОДКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, ОСКОЛОК, САМОСВАЛ, МОЛОКО, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ПЕНАЛ, МАРТ, ЛУК, ШУМ, КЛЫК, ЛОМ, КОТ, ТОК, УКОЛ)
- Молодцы! Справились с заданием! СЕЛИ
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в школу к Мудрой Сове. Она приглашает нас к ней на урок.
Задание №1. «Расставь буквы по порядку» (работа у доски).
1. С Е Л (Лес)
2. К Е А Р (Река)
3. А Л О Ш К (школа)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А сейчас следующее задание.
Задание №2 «Определите место звука».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и давайте проговорим, какие фрукты изображены на картинках. Какой часто встречающийся звук вы слышите? Правильно «А» (определение места звука «А» в слове: начало, середина, конец)
Апельсин. Ананас.Груша.
Задание №3 «Звуковой анализ слова».
Воспитатель: Вы так быстро справились с заданием. Какие вы молодцы. Посмотрите на доску и скажите, кто изображен на картинке? (лиса). Давайте сделаем звуковой анализ этого слова (разбор)
Воспитатель:
А теперь давайте с вами отдохнем.
Физминутка.
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду!
И покажите, что вы готовы к заданию.
Задание №3 «Найди спрятанные слова» (Устно)
Я вам буду говорить слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв. А чтобы вам было легче их искать, я вам дам одну маленькую подсказку –в спрятанных словах вы должны найти зверей. (Дети находят слова).
Рулевой (Лев)
трикотаж (Кот)
звукозапись (КОЗА)
лосьон (Лось)
баранка (Баран)
палисадник (Лиса)
соленье (Олень)самоволка Волк)
браконьер (Конь)
заслонка (Слон)
укротитель (Крот)
Минутка (Утка)
Телевизор (Лев)
Коньки (Конь)
Стрекоза (коза)
Ракита (Кит)
Котлета (Кот)
Чертёж (Ёж)
Задание№4 «Рассели животных по домикам»).
Воспитатель: Вы нашли всех животных. А теперь давайте животным найдем домик, в котором они будут жить. А чтобы узнать, в каком домике кто живет, вам надо разделить слова – названия животных на слоги. Как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько гласных в слове, столько слогов; или прохлопать в ладоши это слово). В доме с одним окошком будут жить животные с одним слогом в слове; с двумя окошками – два слога; с тремя – три слога. Определите, в каком домике должны жить эти животные.
Задание №5 «Составь правильно предложения»
Воспитатель: Ребята, скажите, из чего состоит предложение? Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу.
Воспитатель предлагает детям составить предложения по схемам. Дети составляют предложения по предложенным схемам из двух, трех слов. Воспитатель предлагает детям сказать одно из предложений так, чтобы на конце предложения поставить (! ? знаки)
Дети составляют предложения по предложенным схемам из двух, трех слов.
Ребята, вы отлично справились с заданием , я горжусь вами!
Воспитатель: Молодцы, а теперь следующее задание.
Задание № 6
Воспитатель: скажите, как надо вести себя в лесу?
«Послушайте просьбу Мудрой Совы»
Ребята! Берегите лес!
Деревья не ломайте!
Птиц не пугайте!
Животных охраняйте!
Воспитатель: Ну, вот и все задания мы выполнили.
Ребята, давайте вспомним, какие задания вы выполняли? Какое задание было трудным? Почему? Какое легким? Почему? Какое интересным? Почему?