+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование УУД как средство развития творчески мыслящей личности в условиях внедрения ФГОС

Автор: Мельникова Нина Ивановна

«Формирование универсальных учебных действий как средство развития творчески мыслящей личности в условиях внедрения ФГОС»

 

    (Слайд 2)    Чему учить? Ради чего учить?  Как учить?

        Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться в непрерывно меняющемся обществе.

       Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

   Стандарт дает 2 понятия УУД - в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

      Основной результат стандартов нового поколения – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности.

     Главная задача – научить детей учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности.

     Чему учить? (обновление содержания)

Ради чего учить? (меняются ценности образования)

Как учить? (обновление средств обучения0

  (Слайд 3)          Планируемые результаты: три основные группы.

Мы видим, что общеучебные умения и навыки, которые в предыдущем стандарте 2004 года включались в календарно-тематическое планирование, являются  в новом стандарте составляющей одного из видов УУД «Познавательные действия» и представляют собой более узкое понятие, чем УУД.

Отличительной чертой универсальных учебных действий (УУД) от общеучебных  умений и  навыков  является их состав, куда включены наряду с познавательными и личностные, регулятивные, коммуникативные действия. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания.

 

(Слайд 4)   Личностные действия

     Обеспечивают ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую ориентацию.

-умение соотносить поступки и события с этическими принципами;

-знание моральных норм;

-умение выделять нравственный аспект поведения;

-ориентация в социальных ролях;

-ориентация в межличностных отношениях.

 

(Слайд 5)   Регулятивные действия

Обеспечивают организацию учебной деятельности.

-планирование;

-прогнозирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценка;

-саморегуляция.

 

(Слайд 6)   Познавательные универсальные действия

Действия общеучебные.

-самостоятельная постановка цели;

-поиск информации;

-структурирование знаний;

-выбор эффективных решений;

-рефлексия;

-постановка и формирование проблемы;

-знаково-символические действия.

Логические действия.

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-доказательство;

-выдвижение гипотез.

Действия постановки и решения проблемы.

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

(Слайд 7)   Коммуникативные действия

Обеспечивают социальную компетентность, умения строить продуктивное взаимодействие.

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра;

-умение выражать свои мысли.

 

(Слайд 8)   Л. В. Занков - основоположник развивающего образования.

 

        (Слайд 9)   Три этапа развития УУД

Развитие УУД  рассматривается в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа.

1-й этап – выполнение учебного действия по образцу. Кратко данный этап обозначается как «Представление». На этапе представления ученику предлагается образец выполнения.

2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения); 2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление); 4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод).

3-й этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.

 Согласно требованиям ФГОС, к концу четвертого класса необходимо подвести детей к достижению на третьем уровне сформированности целого ряда метапредметных умений. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от первого к третьему уровню.

Очень важно, чтобы наши дети могли сказать : "Я умею и знаю как...

-составлять целое из частей;

-делать выводы на основе примеров;

-объединять предметы в группы;

-...работать в группе;

-...оценивать свою работу.

Если соотнести с названием УУД в стандарте, то получаем

составлять целое из частей - это анализ;

-делать выводы на основе примеров - это индукция;

-объединять предметы в группы - это классификация;

-...работать в группе - целый ряд коммуникативных умений;

-...оценивать свою работу - оценивание.

 

 

(Слайд 10)  Академик В. С. Лазарев «Новый подход к обучению»

«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменить содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»

(Слайд 11)  

Главная задача учителя – помнить, что все учащиеся – звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.