Формирование УУД как средство развития творчески мыслящей личности в условиях внедрения ФГОС
Автор: Мельникова Нина Ивановна
«Формирование универсальных учебных действий как средство развития творчески мыслящей личности в условиях внедрения ФГОС»
(Слайд 2) Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться в непрерывно меняющемся обществе.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Стандарт дает 2 понятия УУД - в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основной результат стандартов нового поколения – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности.
Главная задача – научить детей учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности.
Чему учить? (обновление содержания)
Ради чего учить? (меняются ценности образования)
Как учить? (обновление средств обучения0
(Слайд 3) Планируемые результаты: три основные группы.
Мы видим, что общеучебные умения и навыки, которые в предыдущем стандарте 2004 года включались в календарно-тематическое планирование, являются в новом стандарте составляющей одного из видов УУД «Познавательные действия» и представляют собой более узкое понятие, чем УУД.
Отличительной чертой универсальных учебных действий (УУД) от общеучебных умений и навыков является их состав, куда включены наряду с познавательными и личностные, регулятивные, коммуникативные действия. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания.
(Слайд 4) Личностные действия
Обеспечивают ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую ориентацию.
-умение соотносить поступки и события с этическими принципами;
-знание моральных норм;
-умение выделять нравственный аспект поведения;
-ориентация в социальных ролях;
-ориентация в межличностных отношениях.
(Слайд 5) Регулятивные действия
Обеспечивают организацию учебной деятельности.
-планирование;
-прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-саморегуляция.
(Слайд 6) Познавательные универсальные действия
Действия общеучебные.
-самостоятельная постановка цели;
-поиск информации;
-структурирование знаний;
-выбор эффективных решений;
-рефлексия;
-постановка и формирование проблемы;
-знаково-символические действия.
Логические действия.
-анализ;
-синтез;
-сравнение;
-подведение под понятие;
-установление причинно-следственных связей;
-доказательство;
-выдвижение гипотез.
Действия постановки и решения проблемы.
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
(Слайд 7) Коммуникативные действия
Обеспечивают социальную компетентность, умения строить продуктивное взаимодействие.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнёра;
-умение выражать свои мысли.
(Слайд 8) Л. В. Занков - основоположник развивающего образования.
(Слайд 9) Три этапа развития УУД
Развитие УУД рассматривается в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа.
1-й этап – выполнение учебного действия по образцу. Кратко данный этап обозначается как «Представление». На этапе представления ученику предлагается образец выполнения.
2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения); 2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление); 4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод).
3-й этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.
Согласно требованиям ФГОС, к концу четвертого класса необходимо подвести детей к достижению на третьем уровне сформированности целого ряда метапредметных умений. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от первого к третьему уровню.
Очень важно, чтобы наши дети могли сказать : "Я умею и знаю как...
-составлять целое из частей;
-делать выводы на основе примеров;
-объединять предметы в группы;
-...работать в группе;
-...оценивать свою работу.
Если соотнести с названием УУД в стандарте, то получаем
составлять целое из частей - это анализ;
-делать выводы на основе примеров - это индукция;
-объединять предметы в группы - это классификация;
-...работать в группе - целый ряд коммуникативных умений;
-...оценивать свою работу - оценивание.
(Слайд 10) Академик В. С. Лазарев «Новый подход к обучению»
«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменить содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»
(Слайд 11)
Главная задача учителя – помнить, что все учащиеся – звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.