Конспект занятия студии дизайна, 2 год обучения "Узелковый батик. Спираль
Автор: Росоха Наталья Ивановна
Конспект занятия студии дизайна, 2 год обучения
«Узелковый батик. Спираль».
Цель занятия: Познакомить воспитанников с одним из видов росписи по ткани.
Задачи занятия:
1. Образовательная:
· познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
· научить создавать декоративные узоры на ткани в технике узелкового батика;
· научить применять данную технику в готовых изделиях;
2. Воспитывающая:
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира прикладного искусства.
3. Развивающая:
· развивать творческую индивидуальность;
· развивать чувство гармонии и красоты восприятия цвета;
· развивать навыки умения использовать полученные знания в жизни;
· формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
Оборудование занятия
для педагога:
- образцы изделий, выполненных в изучаемой технике, материалы и инструменты для показа этапов работы, динамическая таблица выполнения работы.
для воспитанников:
- ткань размером 30х30 см, палочка, кисть для краски, акриловые краски, катушка ниток, стаканчик с водой, палитра.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Изучение нового материала.
4. Актуализация знаний воспитанников.
5. Практическая работа
6. Подведение итогов занятия.
7. Уборка рабочего места.
Ход занятия
1 Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию.
2. Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с темой « Роспись по ткани» (показ слайда № 1).
Но, прежде чем начать изучение нового материала, давайте вспомним о истории возникновения этого удивительного вида декоративно-прикладного искусства. Откуда он родом?
Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.
А когда батик впервые появился в России?
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера.
Педагог: Какие виды батика мы уже знаем и в чем особенность процесса изготовления?
Дети: Мы познакомились с техниками холодного, горячего батика.
3.Изучение нового материала.
Педагог: Сегодня мы познакомимся еще с одним видом росписи по ткани, который называется – узелковый батик. Само название техники подсказывает способ его изготовления. Ваши версии? (показ слайда № 2).
Дети: На ткани нужно завязывать узлы.
Педагог: Правильно, сегодня мы познакомимся с одним из способов окрашивания ткани при помощи узелков. Ткань после окрашивания в данной технике дает спиральный рисунок .
Давайте рассмотрим этапы работы. Слайд №3
· намочить ткань, отжать;
· в центр образца поставить палочку и начать закручивать ткань;
· из получившегося ролика вынуть палочку и туго обмотать его ниткой;
· прокрасить ткань акриловой краской понравившимся сочетанием цветов.
4. Актуализация знаний детей.
Педагог: Перед началом работы вспомните правила по технике безопасности при работе с красками.
Мне хочется увидеть у вас красивые, сочные и гармоничные работы. Все ли необходимые вам цвета есть на столе и что делать, если их не оказалось?
Дети: Чтобы цвета были чистыми и звонкими, необходимо каждый раз, набирая новую краску, хорошо промывать кисточку. А необходимые цвета мы можем получить от смешения на палитре.
5. Практическая работа.
Педагог: Проверьте, все ли у вас готово к занятию. (Ткань размером 30х30 см, палочка, кисть для краски, акриловые краски, катушка ниток, стаканчик с водой, палитра.
Во время практической работы педагог делает целевые обходы:
1. контроль за организацией рабочего места;
2. контроль за правильностью поэтапного выполнения работы;
3. оказание словесной и практической помощи детям, испытывающим затруднение;
4. контроль объема и качества выполненной работы.
6. Подведение итогов занятия.
Педагог: Работа выполнена, и можно подвести итоги, пока краска пропитывает ткань. С каким новым видом батика мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с техникой узелкового батика, называющейся «спираль».
Слайд№4
Выставка работ учащихся. Слайд №4
Педагог: Получились яркие, красивые, а главное, неповторимые работы.
Перед изучением каждой новой темы мы говорим о том, что произведения декоративно-прикладного искусства обязательно должны иметь и практическое применение. Как вы считаете, где можно применить полученные сегодня знания?
Дети: Окрашивание одежды, платков.
7. Уборка рабочего места.
Список использованной литературы
1. Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. - М. : АСТ : Астрель , 2004.
2. Гамаюнова О. Роспись ткани: холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5.
3. Горшкова Л. Батик на уроках изобразительного искусства в школе // Искусство в школе. – 1999. – N 6.
4. Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга , 2000.
5. Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М. 2003.
6. Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2.
7. Кочетова Н. Его величество батик: роспись по ткани // Искусство в школе. – 2001. – N 2.
8. Ромадина Н. Батик в школе // Искусство в школе . – 2002. – N 2.
9. Торчинский О. Сказки батика: о технике батика // Юный художник. – 1998. – N 3.
10. Харламова Е. Батик - радость красок // Юный художник. – 2004. – N 3.