+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект занятия по речевому развитию "Зимующие птицы" в старшей разновозрастной группе

Автор: Крюкова Ольга Вячеславовна

Конспект занятия по речевому развитию на тему:

«Зимующие птицы»  в старшей разновозрастной  группе

Задачи:

 Образовательные:

• учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

• закреплять навыки детей отвечать на вопрос воспитателя полным распространенным ответом;

• учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

• закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений.

Развивающие:

• развивать логическое мышление, память и внимание;

• развивать слуховое восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать умение слушать рассказы других детей;

• воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: картинки с изображением воробья, синицы, снегиря, сороки, дятла; кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, корм для птиц.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру «Каких вы знаете птиц». Вставайте в круг, а поможет нам в этой игре Волшебный клубок. У кого в руках Клубок, тот называет любую птицу и передает Клубок следующему игроку, а нитку продолжает держать.   Дети называют птиц.                                                                                                                                  Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете птиц. А скажите, что общего есть у всех птиц? Чем они похожи? (клюв, маленькая голова, крылья, тело покрыто перьями, хвост, лапки).                                              

- Молодцы, ребята, вы все правильно ответили. Теперь мы знаем строение птиц и общие признаки наших пернатых друзей. Среди множества птиц есть птицы, которые улетают в теплые страны, а есть такие, кто остается зимовать. Кто такие зимующие птицы?  (Те птицы, что остаются зимовать).                                                                                         

 - Правильно, мы сегодня будем с вами разговаривать о зимующих птицах. Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, снегирь, сорока, синица, дятел).                                                 

 У каждой птицы есть свои особенности.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто, какой?».

Воробей (какой?)  -  (маленький, серый, шустрый). Если у воробья короткий клюв, значит, воробей (какой?) – (короткоклювый). Если у воробья короткие лапки, значит, воробей (какой?) – (коротколапый). Если у воробья короткий хвост, значит, воробей (какой?) – (короткохвостый). Как подает голос воробей? – (чик-чирик). Что делает воробей? – (чирикает). Где живет воробей?- (в городе). Вот какой замечательный воробей.

 - Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит, снегирь (какой?) – (толстоклювый). Если у снегиря красная грудь, значит, снегирь (какой?) – (красногрудый). Если у снегиря черная голова, значит, снегирь (какой?) – (черноголовый). Как подает голос снегирь? – ( фью-фью). Что делает снегирь? – (посвистывает). Где живет снегирь? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Вот какой красивый снегирь.

- Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит, синица (какая?) –(желтогрудая). Если у синицы голова черная, значит, синица (какая?) – (черноголовая). Как подает голос синица? – (тинь-тинь). Что делает синица? – (тинькает). Где живет синица? – (в лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку). Какая замечательная синичка.

- Посмотрите внимательно на сороку. Сорока (какая?) – (ловкая, суетливая). Если у сороки белые бока, значит, (какая?) сорока? – (белобокая). Если у сороки длинный хвост, значит, (какая?) сорока? –(длиннохвостая). Как подает голос сорока? – (тр-тр). Что делает сорока? – (трещит). Где живет сорока? – (в лесах, неподалеку от человека).

- Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – (дятел). Дятел (какой?) – (трудолюбивый, шумный). Если у дятла длинный клюв, значит, (какой?) дятел? – (длинноклювый). Если у дятла красная голова, значит, (какой?) дятел? – (красноголовый). Если у дятла белая грудь, значит, (какой?) дятел – (белогрудый). Как подает голос дятел? – (кик-кик). Что делает дятел – (стучит). Где живет дятел? – (в лесу).

- Вот какие замечательные зимующие птицы, красивые и у каждой свои особенности. Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (Ответы детей).

Поиграем в игру «Один - много»:

1 воробей - много воробьев, стая (какая?) - воробьиная. 1 снегирь - много снегирей, стая (какая?) снегириная. 1 синица - много синиц, стая (какая?) – синичья. 1 сорока - много сорок, стая (какая?) -  сорочья. 1 дятел - много дятлов, стая (какая?) - стая дятлов.

 - Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (В холодное время года о птицах заботятся люди). Как заботятся люди о птицах? (Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц). А чем можно угостить наших пернатых друзей? – (семечками, зерном, семенами, ягодами). А какой корм больше всего любит воробей? – (семечки). А какое любимое блюдо у снегиря?- (ягоды рябины). А чем бы полакомилась синичка? – (салом сырым несоленым). А что больше всего любит сорока? – (зерно). А чем можно угостить дятла? – (семенами, ягодами). Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Физкультминутка «Столовая для птиц». Ребята, выходите на ковер, вставайте врассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

- Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами. А теперь садитесь на свои места. Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема. Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.

- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях. 

Итог занятия: О каких птицах мы сегодня составляли рассказ?  (Ответы детей). Как можно помогать птицам зимой? Мы сегодня рассказали о воробье, снегире, синице, сороке, дятле. Но зимующих птиц гораздо больше и мы будем о них говорить на следующих занятиях.