Разработка урока русского языка "Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Автор: Говорова Татьяна Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Целинская средняя общеобразовательная школа № 9
Урок
русского языка в 4 «б» классе
Тема: «Состав слова.
Распознавание значимых частей слова»
Учитель начальных классов
МБОУЦСОШ №9
Говоровой Т.М.
2018 – 2019 учебный год
Учитель начальных классов МБОУЦСОШ №9 Говорова Т.М.
УМК: Школа России. «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина В 2 ч. М.:Просвещение 2018г.
1.Тема урока: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»
2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова, прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.
3.Задачи урока: формировать умение выполнять разбор слова по составу, выделять значимые части слова и составлять схему слова;
воспитывать культуру поведения на уроке, коммуникативные навыки через диалог, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.
4. Планируемые результаты
предметные:
научатся находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов; познакомятся с алгоритмом разбора слова по составу; научатся делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам
личностные результаты:
проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
метапредметные:
познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные:
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению
5. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.
6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
организационная структура урока
(Д.- дети, У. – учитель)
Ход урока
I. Мотивация к деятельности. Слайд 2
1. Приветствие:.
- Добрый день!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
- Что ты ждёшь от урока? Выбери смайлик .
2 Минутка чистописания. У.- Откройте тетради, запишите число.
Х/х /Х/х ххх хл хр хлх Слайд 3 - 4
-Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте падеж имён существительных. Работа с предложением ( Как вы понимаете это предложение? Ваши предположения.
Хлеб – чудо. з. мли, чуд. труда ч. ловека.
3.Словарная работа. Слайд 5
1) У.– Запишите словарное слово «корабль»
– Подберите однокоренные слова. Выделите корень в словах
Д.- -корабль, кораблик, корабельный, кораблестроение, кораблекрушение 2) У. –Подберите синонимы к слову «корабль»
Д. - лодка, судно, катер, крейсер.
4. Актуализация имеющихся знаний Слайд 6
У.- Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы:
Сапожник без ……… (сапог)
Выйти сухим из ……. (воды)
Выносить сор из …….. (избы)
-Подчеркните орфограммы.
5. Самоопределение к деятельности.
У. – Какие однокоренные слова встретились в фразеологизмах?
Д.- сапог и сапожник.
У.- Как образовалось новое слово?
Д . С помощью суффикса –ник.
У.- Какие ещё части слова служат для образования новых слов?
Д. – Приставка.
У. – Назовите все значимые части слова.
Д. – Корень, приставка, суффикс, окончание.
У. – Сформулируйте тему нашего урока
Д. – Разбор слов по составу, находить родственные слова и умение образовывать родственные слова с помощью значимых частей слова.
6. Основная часть урока Слайд 7
Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе.
У.- Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?
- Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?
- Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).
Дети анализируют и находят лишний значок - !
Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.
Слайд 8
У - Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?
Д. - Если знаешь части слова, то напишешь их толково!
7. Физминутка. Слайд 9
Быстро встали, улыбнулись.
Выше- выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
8. Работа в группах
У. - А теперь давайте поработаем в группах над заданиями, которые я вам раздам.
Задание для 1 группы:
1.Образуйте однокоренные слова.
К слову – гриб,…….
1)Тот, кто любит собирать грибы
2) Маленький гриб
3).Часть гриба под землей
К слову час:
1)Мастер по починке часов.
2)Солдат, стоящий на посту
2.Выделите корень в однокоренных словах.
3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.
Задание для 2 группы.
1.Образуйте лова с помощью приставок
про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.
про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.
2.Выделите в словах приставки.
1. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.
Задание для 3 группы.
1. От слов: горло, время, скамейка, бревно, фея, дед, семья, имя, тётя, баба,
-Образуй новые слова с помощью суффикса
- ышк - ечк - ушк
2.- Выдели в словах суффиксы..
3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое суффикс
Задание для 4 группы.
1. Измени слово: малина по падежам
И.п (кто? что?)
Р.п (кого? чего?)
Д.п. (кому? чему?)
В.п (кого? что?)
Т.п (кем? чем?)
П.п (о ком? о чём?)
2.- Выдели в словах окончание.
3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое окончание.
Защита своих работ
9. Обобщение: Слайд 10
Игра «Собери слово»
стол
очк по ламп
к
а ик
ход а
10. Работа по учебнику. Слайд 11
Выполнить упр. №78
Проверка.
11.Итог урока. Рефлексия. Слайд 12
Итак, подведем итог нашего урока.
- Как называется наука, изучающая части слова?
- Как называются в русском .языке части слова?
- Назовите главную морфему, в которой заключено общее значение слов.
- Морфема перед корнем, изменяющая слово.
- Морфема после корня, изменяющая слово.
- Морфема, образующая формы слова.
- Часть слова без окончания.
-Кто доволен своей работой на уроке?
Покажите смайлик
11. Домашнее задание:
Подобрать три цепочки родственных слов и выделить в них морфемы.