+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Разработка урока русского языка "Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Автор: Говорова Татьяна Михайловна

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Целинская средняя общеобразовательная школа № 9

 

 

 

 

 

 

                            Урок

          русского языка в 4 «б» классе

        Тема: «Состав слова.

Распознавание значимых частей слова»

        Учитель начальных классов

                   МБОУЦСОШ №9

                    Говоровой Т.М.

 

 

 

 

                       2018 – 2019 учебный год

 

Учитель начальных классов МБОУЦСОШ №9   Говорова Т.М.

 

УМК: Школа России. «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина В 2 ч. М.:Просвещение 2018г.

 

1.Тема урока: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»

 

2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова, прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

 

3.Задачи урока: формировать умение выполнять разбор слова по составу, выделять значимые части слова и составлять схему слова;

воспитывать культуру поведения на уроке, коммуникативные навыки через диалог, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.

 

4. Планируемые результаты

предметные:

  научатся находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов;  познакомятся  с алгоритмом разбора слова по составу; научатся  делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

личностные результаты: 

проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

метапредметные:

познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные: 

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

5. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки,  сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.

6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

организационная структура урока

(Д.- дети, У. – учитель)

                                Ход урока

I. Мотивация к деятельности.  Слайд 2

1. Приветствие:.

- Добрый день!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

- Что ты ждёшь от урока? Выбери  смайлик .

2 Минутка чистописания. У.-  Откройте тетради, запишите число.

Х/х  /Х/х   ххх   хл   хр   хлх                         Слайд 3 - 4

-Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Обозначьте падеж имён существительных. Работа с предложением ( Как вы понимаете это предложение? Ваши предположения.

Хлеб – чудо.  з. мли, чуд. труда  ч. ловека.

3.Словарная работа.                               Слайд 5

1)  У.– Запишите словарное слово «корабль»

– Подберите однокоренные слова. Выделите корень в словах

Д.- -корабль, кораблик, корабельный, кораблестроение, кораблекрушение  2)   У. –Подберите  синонимы к слову «корабль»

Д. - лодка, судно, катер, крейсер.

4. Актуализация имеющихся знаний               Слайд 6

У.- Вставьте пропущенные слова и запишите  фразеологизмы:

Сапожник без ………     (сапог)

Выйти сухим из ……. (воды)

Выносить сор из  ……..  (избы)

-Подчеркните орфограммы.

5. Самоопределение к деятельности.

У. – Какие однокоренные слова встретились в  фразеологизмах?

Д.- сапог и сапожник.

У.- Как образовалось новое слово?

Д . С помощью суффикса –ник.

У.- Какие ещё части слова служат для образования новых слов?

Д.  – Приставка.

У. – Назовите все значимые части слова.

Д. – Корень, приставка, суффикс, окончание.

У. – Сформулируйте тему нашего урока

Д. – Разбор слов по составу, находить родственные слова и умение образовывать родственные слова с помощью значимых частей слова.

6. Основная часть урока              Слайд 7

Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе.

У.- Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?



- Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?

- Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

Дети анализируют и находят лишний значок - !

Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.


Слайд 8

 

 

У - Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?

Д. - Если знаешь части слова, то напишешь их толково!

 

7. Физминутка.                 Слайд 9

Быстро встали, улыбнулись.

Выше- выше потянулись

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь
Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

 

8. Работа в группах

У. - А теперь давайте поработаем в группах над заданиями, которые я вам раздам.

Задание для 1 группы:

1.Образуйте однокоренные слова.

К слову – гриб,…….

1)Тот, кто любит собирать грибы

2) Маленький гриб

3).Часть гриба под землей

 К слову час:

1)Мастер по починке часов.

2)Солдат, стоящий на посту

2.Выделите корень в однокоренных словах.

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

 

Задание для 2 группы.

1.Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

2.Выделите в словах приставки.

1.   Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

 

Задание для 3 группы.

1.     От слов: горло, время, скамейка, бревно, фея, дед, семья, имя, тётя, баба,

-Образуй новые слова с помощью суффикса

                                                 

  - ышк                        -  ечк                   -  ушк

 2.- Выдели в словах суффиксы..

      3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое суффикс

Задание для 4 группы.

1.   Измени слово:  малина по падежам

И.п   (кто? что?)

Р.п   (кого? чего?)

Д.п.  (кому? чему?)

В.п    (кого? что?)

Т.п    (кем? чем?)

П.п    (о ком? о чём?)

2.- Выдели в словах окончание.

   3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое окончание.

Защита своих работ

9.  Обобщение:               Слайд 10      

Игра  «Собери слово»

стол

очк                                    по           ламп

                                                                                       к

а                                                                                     ик     

                                                ход                                а

 

 

10. Работа по учебнику.     Слайд  11

 

Выполнить упр. №78

Проверка.

 

11.Итог урока. Рефлексия.    Слайд 12

 Итак, подведем итог нашего урока.


- Как называется наука, изучающая части слова?
- Как называются в русском .языке части слова?
- Назовите главную морфему, в которой заключено общее значение слов.
- Морфема перед корнем, изменяющая слово.
- Морфема после корня, изменяющая слово.
- Морфема, образующая формы слова.
- Часть слова без окончания.

 

-Кто доволен своей работой на уроке?

Покажите смайлик

11. Домашнее задание:

Подобрать три цепочки родственных слов и выделить в них морфемы.