+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Автор: Гилько Наталья Валерьевна

В свете реализации требований ФГОС результатом обучения в начальной

школе должно стать формирование у учащихся общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. В своей практике я активно использую технологию ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо)  как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.

          Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. 

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся: ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы: составление «корзины идей»; древо предсказаний; предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы: маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.; заполнение таблиц  (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц; формулирование вопросов; чтение с остановками.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных столов; написание творческих работ (синквейны, эссе); исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Использование ТРКМЧП на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.