Особенности познавательного развития детей раннего возраста
Автор: Саматова Ольга Владимировна
«Особенности познавательного развития детей раннего возраста»
Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).
Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления. [10 с. 221].
Восприятие развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность ко лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
Память детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.
К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе:
1) способность к обобщениям;
2) к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые;
3) умение устанавливать связи между явлениями и предметами путем экспериментирования;
4) запоминать эти умения и использовать их при решении задач [8; с. 76].
Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип действий восприятия (2,5 – 3 года) [7; с. 96-97].
Наряду со зрительным восприятием в раннем возрасте интенсивно развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух и, как правило, к концу второго года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка. [11; с. 45].
Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в окружающем мире.
Познавательное развитие - развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Познавательное развитие у детей раннего возраста – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Педагогам, работающим с детьми раннего возраста, в своей деятельности по познавательному развитию воспитанников следует руководствоваться целями и задачами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 [2].
Необходимо создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о мире; овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт и др.).
Особенности руководства данным направлением работы заключается в следующем:
- Педагоги создают условия, провоцирующие детей на самостоятельную (поисковую) деятельность;
- Дети сами определяют степень своего участия в познавательной деятельности;
- Детям предоставляется свобода выбора предложенных педагогами средств и источников познания (книги, картинки, наблюдения, телевизор).
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо создать в группе определенную предметно-развивающую среду для познавательного развития ребенка. На всех типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для детей дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы, использование наглядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные рассказы и ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / М.: Эксмо, 2016. – 300 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
3. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании / под ред А. А. Майера. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 192с.
4. Авдулова Т. П. Психология дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Авдулова. – М. : Юрайт, 2017. – 222 с.
5. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д.Е.Берлайн // Вопросы психологии. – 2006. – №3.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, 2018. – 160 с.
7. Мухина В.С. Детская психология. М., «Просвещение», 1985, с. 96-97
8. Немов Р.С., Основы психологии. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004, с. 76
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. М.: Оникс, 2008. – 976 с.
10. Обухова А.С., Психология детей младшего дошкольного возраста. М., Изд. «ЮРАЙТ», 2019, с. 221
11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология, М., «Просвещение», 1979 г., с. 45