+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Шахматы в жизни ребенка и его родителей

Автор: Гайнутдинов Ринат Маратович

 Шахматы в жизни ребёнка и его родителей.

 

 

Большинство родителей довольно ясно представляют задачу шахматных занятий как прекрасного средства для общего развития ребёнка, стремясь к спортивным победам, но и не возводя в ранг трагедий частые поражения. Но все равно возникают некоторые сомнения: у моего ребёнка слабые способности, в нашем кружке нет условий для роста моего ребёнка, наверно нам с тренером не повезло надо ли вообще дальше тратить столько времени и сил? Если подобные вопросы возникают, то они требуют анализа и конструктивного решения. Отмахиваться от них нельзя.

 

Однако, прежде чем пытаться решать подобные проблемы, следует выяснить у ребёнка действительно ли сохранилось достаточное желание играть в шахматы и мотивация к обучению. Если интерес к игре вялый и желание обучаться шахматным наукам стремится к нулю, а родители всё равно заставляют заниматься это же очень полезно, то флаг в руки таким родителям – всю ответственность они берут только на себя: педагог не волшебник. Главное условие решения любых сложностей шахматного обучения ребёнка – его личная заинтересованность.

 

Выявление и развитие шахматных способностей. Для занятий шахматами ребенок, очевидно, должен обладать соответствующими способностями. В педагогической практике встречаются дети, которые тяжело осваивают простейшие шахматные правила, с большим трудом воспринимают простейшие элементы тактики и взаимодействия фигур. У них затруднены процессы переключения внимания, сравнения, анализа, образного восприятия; случается, что при наличии отличной памяти имеет место инертное мышление. В подобных случаях шахматное обучение можно рассматривать лишь как коррекционное. У каждого ребенка существует определённый набор врождённых или приобретённых в раннем детстве качеств, которые необходимы для успешного освоения шахматной игры, и чем позже они будут востребованы, тем сложнее их будет выявить и развить. Но этот тезис вовсе не означает, что способности к шахматной игре – это что-то уникальное. Тот же педагогический опыт показывает, что подавляющее большинство детей способны к начальному шахматному обучению, трудности возникают позже, и, чаще всего, не связаны с интеллектуальными способностями.

Меня часто спрашивают способный ли мой ребенок. Стоит ли ему продолжать занятия не впустую ли мы тратим время? Определить одарённого ребенка на самом раннем этапе шахматного обучения – очень проблемная тема. Ребёнок долгое время может не показывать должных шахматных результатов но, сохраняя личный интерес и внутреннюю мотивацию, он в определённый момент вдруг делает рывок, догоняя и даже обгоняя своих сверстников, выходя порой на высочайший уровень. Поэтому я придерживаюсь правила, что бесперспективных детей не бывает. Способности можно развить, если, конечно, поставить перед собой такую цель. Чтобы добиться её, нам надо проявить волю, характер и терпение. Но даже если шахматная одарённость у ребёнка налицо, ему требуется значительная помощь и поддержка, так как одарённые дети имеют обычно сложный, ранимый характер, пытаются подчас прятать свой талант.

Вам не стоит искать ответ на вопрос способностях Вашего чадо но следует постоянно контролировать следующее: - нравится ли ребёнку занятия шахматами; - как успешно и как настойчиво справляется он с шахматными заданиями; - вредят ли психике ребёнка поражения, или закаливают её; - как занятия шахматами сказываются на его общем развитии; - помогают или мешают шахматы успеваемости в общеобразовательной школе.

Со своей стороны в процессе обучения шахматам я всегда отвечаю на эти вопросы относительно каждого ребенка. Спрашиваю например всегда у каждого почему он пропустил занятия. И если слышу в ответ не хотел не успел забыл и т.п. значит проблема с мотивацией. Здесь нужно скорректировать что то. Если ребенок не хочет играть со слабее себя соперниками, а сильные пока заняты, не сажаю его играть со слабыми и переключаемся на решение задач.

В обучении шахматам выделю два основных направления: это вовлечение ребёнка в мир шахмат и само обучение. Эти два направления реализуются одновременно, но первоначально я делаю упор на развитии устойчивого интереса ребёнка к шахматам.Если спешить с обучением в ущерб формированию мотивации, ребёнок может быстро потерять интерес к занятиям.

Процесс вовлечения ребёнка в шахматную деятельность и актуализации его способностей можно считать оформившимся, если наблюдаются одновременно три показателя:

1) осознание ребёнком своих способностей; 2) появление стойкого интереса к шахматам; 3) явно положительная оценка способностей со стороны педагога, родителей, друзей.

На последнее прошу особо обратить внимание. Спрашивайте ребенка чем занимался на уроке что получилось что нет за что хвалили за что ругали и т.п. От гармонии этих факторов зависит формирование внутренней мотивации ребёнка к шахматам.

Про турниры.

Вовлекать ребёнка в систематический соревновательный процесс можно и нужно не при достижении определённого возраста, а при наличии соответствующего образовательного уровня, психической адаптации к маленьким неудачам и сильной мотивационной основы. Все эти факторы должны быть заложены в начальном шахматном обучении. Мне нередко приходилось видеть на соревнованиях как родители и тренеры сначала настойчиво уговаривают или заставляют ребёнка участвовать в турнире, а потом попрекают за поражения, подчас в грубой форме. Поводом для этого служит девиз чем раньше и больше играть, тем быстрее шахматист будет развиваться. Это не ложь, но полуправда. Количество и периодичность соревнований для шахматистов различного уровня – тема вообще проблемная, единого мнения нет. А вот время начала систематической турнирной практики необходимо определять для конкретного ребёнка, соизмеряя с условиями конкретного турнира. Начинать соревновательную практику можно лишь тогда, когда полностью завершено шахматные обучение.

Роль родителей в успешности юного шахматиста.

Особое внимание в  своей работе уделяю на то, чтобы расположить к себе детей, мотивировать их на обучение и привить любовь к шахматам детей и их родителей. Родителей! Это не праздные слова. Опыт подсказывает' что если трио слаженно работает результат обязательно приходит. Трио ребенок педагог родители.

Приведу некоторую статистику. Рекомендованные мною к просмотру фильмы про шахматы посмотрели всего лишь 60 процентов семей. И по удивительному совпадению у детей из этих семей наблюдается прогресс в шахматах. В каждой группе еще есть дети, которые спустя месяцы не имеют решебников. Родители не купили! Зависимость результатов обучения и наличия образовательной литературы можете определить самостоятельно. Сейчас появились новые технологии в обучении шахматам, такие как уроки, созданные в библиотеке МЭШ. Московская электронная школа. В этой библиотеке педагоги создают уроки по шахматам по разным темам. Я их использую в своей работе. 

И в заключении немного о тех вопросах, которые нас ждут и мы должны быть готовы вместе их решать в будущем.

Весь шахматный путь ребёнка можно условно разделить на несколько этапов.

1) период вовлечения ребёнка к шахматной игре; 2) этап освоения основных правил и требований. На этом этапе квалификация низкая, но заметно растущая; 3) этап игра ради игры: когда ребёнок занимается и играет в шахматы, получая удовольствие, понимая уже все правила игры, но, не вдаваясь особо в скучную теорию.

Многие дети застревают на этом этапе, не желая превращать волшебную игру в интересную, но академическую науку. 4) период непроизвольного наращивания знаний и умений. Обычно ребята достигают второгопервого спортивного разряда. Большая часть от всех начинающих шахматистов не выходит на этот этап, но оставшиеся и играют с удовольствием, и с энтузиазмом учатся, впитывая в себя усложняющиеся знания, интенсивно растут; 5) академический этап – шахматам уделяется много времени и усилий, мотивированных регулярными, явно повышающимися успехами; 6) этап профессиональной шахматной деятельности или деятельности, связанной с шахматами. На мой взгляд, для большинства из родителей наиболее интересны и благодатны первые четыре периода шахматного развития их ребёнка. Играть ради игры, решать задачки ради похвалы – это для ребёнка просто, понятно, и одновременно полезно. Но Вам надо понимать, что любой из этих этапов может закономерно или неожиданно перейти в состояние кризиса или стагнации. Кризис всегда неприятен, иногда болезнен, но заставляет принимать конкретные решения. Кризис развития часто приводит к обновлению и логичному переходу на новый этап творчества. Именно в состоянии стагнации чаще всего ребята бросают шахматы, советуясь или нет со своими родителями, иногда этот акт носит половинчатое решение. Это порождает недосказанность, неопределённость, недовольство окружением и самим собой.

 

Надеюсь, мы с Вами пройдем успешно все этапы шахматного пути Вашего ребенка, минуя совместно все проблемы и кризисы, связанные с этим трудоемким процессом.