Педагогический совет "Повышение качества педагогической работы по патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность
Автор: Баранова Надежда Ивановна
Педагогический совет
«Повышение качества педагогической работы по патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность»
Цели: Обобщить знания педагогов в теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы.
План проведения педсовета:
1. «Практическое взаимодействие взрослых с детьми в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
2. Итоги анкетирования педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников.
3. Деловая игра «Правовая академия»;
4. Задание- тренинг «Размышление» (практическая часть)
5. Решение педсовета.
6.Рефлексия «Всё в наших руках
Выступление:
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого раннего возраста. Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др. ).
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.
А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию, мы с вами обсудим на сегодняшнем педагогическом совете. Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края (растительность, животный мир) дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей города Данилова, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Кроме своей малой Родины дети должны знать о своем государстве (Россию: герб, гимн, флаг, национальности, столицу страны, разные города)
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков. Знакомим детей с народными промыслами русского народа.
Итоги анкетирования педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников.
Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Правовая академия»
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды: «Патриоты» и «Россияне»
Прежде чем начать деловую игру, давайте сначала разберёмся в понятиях:
«Родина»
«Патриотизм»
«Гражданственность»
«Национальность»
«Нация»
Определение понятий
“Родина” - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
- А понятия Нация и Национальность? Это одно и то же?
“Национальность” - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.
“Нация” - исторический союз Национальностей, совместное существование которых порождает Идею единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.
Таким образом, Нация и Национальность - это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по Национальности является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.
Что является правовой основой патриотического воспитания?
- Конституция Российской Федерации
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального
Ведущий: Давайте теперь ответим на некоторые вопросы.
Педагогический тренинг
Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.
Педагогические ситуации.
1.В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист. Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?» Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
2.Накануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы. На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов. Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»
3.На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке). Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.
3.Назовите формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию?
-Традиционные ( для одной команды) и нетрадиционные( для другой команды)
Традиционные формы подразделяются: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся:
родительские собрания, конференции, “Круглые столы”, консультации и др.
К индивидуальным формам: беседы, консультации.
Наглядно-информационные формы:
записи на магнитофон бесед с детьми;
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотографии, выставки детских работ;
стенды, ширмы, папки-передвижки.
Нетрадиционные формы общения с родителями
Информационно – аналитические:
Проведение срезов, тренинги, опросы, «Почтовый ящик»
Наглядно-информационные формы:
Информационные проспекты для родителей
Выпуск газет, организация мини – библиотек
Досуговые: досуги, праздники, выставки детско–родительских работ, семейные проекты, семейные вечера
Познавательные:
семинары, практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием, библиотека для родителей, семейный клуб, познавательно игровые викторины, дни открытых дверей.
Все формы работы - традиционные и нетрадиционные - направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.
-А сейчас мы проверим вашу наблюдательность. Вспомните и ответьте на вопросы
Игра «Опишите гербы РОССИИ, ОСЕТИИ».
Опишите герб России
-Сколько корон у орлов на гербе России? (Три). Все они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет - у нас всегда символизировал добро и справедливость.
-Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
-Что держит орел в левой лапе? (Жезл - это символы власти)
-А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец) Наш герб символизирует победу добра над злом.
-А что он держит в руке? (Копье). От этого копья получила название копейка.
-Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- Единство;
-Верность;
-Силу;
-Власть.
-Давайте проверим.
Аналогично описывается флаг Осетии.
- Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть!
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести косу.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести косу) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут.
-Для дальнейшей работы предлагаю разгадать следующие ребусы, как вы сами понимаете, связанные с темой патриотизма:
Родина Россия Память
Ордена Москва Честь
- Уважаемые педагоги, спасибо огромное за работу, вы хорошо разбираетесь в теоретических вопросах нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Как вы считаете, какая из форм работы не достаточно реализуется в нашем образовательном учреждении? (создание образовательной развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию).
Создать развивающую среду по патриотическому воспитанию. Чтобы решать задачи патриотического воспитания, в группах необходима соответствующая развивающая среда. Она должна способствовать позитивной социализации каждого ребенка, его морально-нравственному и познавательному развитию. В этом помогут патриотический центр, мини-музеи, наглядные материалы и предметы, которые должны быть доступны воспитанникам в течение дня, а не только на занятиях.
Оформить патриотический центр в группе можно тематическими альбомами, фотографиями с видами родного города и столицы, достопримечательностей, климатических зон России, образцами герба и флага и другой символикой, а также иллюстрациями народных промыслов, предметами старины. С их помощью дети смогут ежедневно пополнять свои знания о родном крае и стране.
Внести предложение: создание мобильных центров ОРППС в группах по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. (Раздать методические рекомендации для групп разного возраста по содержанию ОРППС по нравственно-патриотическому воспитанию)
Включать элементы патриотического воспитания в разные виды детской деятельности. Это могут быть тематические беседы и рассказы о родном городе, стране, ее истории. Также на прогулках и в ходе экскурсий педагоги могут наблюдать и обсуждать с воспитанниками, как изменился наш населенный пункт.
Дети дошкольного возраста только учатся анализировать и делать выводы. Большую роль в восприятии новой информации играют эмоции и впечатления. Поэтому на занятиях нужно использовать пословицы, поговорки, сказки, народные песни и игры, знакомить детей с народными ремеслами – росписью, вышивкой, народной игрушкой.
Особое место в плане работы необходимо отвести изобразительной деятельности. Именно через рисунки, поделки дети выражают свое отношение к родному дому, природе, малой родине. Это могут быть индивидуальные и коллективные работы на патриотическую тему, которые дети выполнят сами или вместе с педагогом.
Решение педсовета:
1. Работу педагогов во всех группах по данной теме считать удовлетворительной.
2. Совершенствовать работу с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию: ежегодно проводить анкетирование по патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей, проводить родительские собрания, желательно в нетрадиционной форме по нравственно-патриотическому воспитанию
3. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.
5.Дополнить центры нравственно- патриотического воспитания в группах ДОО
Рефлексия «Всё в наших руках»
В завершении нашего педагогического совета, мне хочется напомнить известные слова А.С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И рассказать мудрую притчу…
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!
Спасибо за внимание!