+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока окружающий мир в 3 классе "Семейный бюджет

Автор: Пронина Валентина Ивановна

   ФИО конкурсанта:                     Пронина Валентина Ивановна

 Должность:                                 учитель начальных классов

Место работы:                             «Шуруповская основная  школа» филиал  МОУ «Зеленовская СШ»

                                                     Фроловского муниципального района Волгоградской области

 

Номинация:                               Нестандартные уроки, основанные на нетрадиционной организации

                                                         учебного материала    (деловая игра).

 

Название работы:                     Урок окружающего мира  во 3 классе.  «Семейный бюджет» 

                                                    

 Предмет                          окружающий мир                                      Класс        3

Тема урока                     Семейный бюджет

Деловая игра.

Цель урока:

-способствовать формированию первичного представления о семейном бюджете;

-сформировать убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека.

Задачи:

Образовательная

-формирование представления о структуре семейного бюджета;

- выявление основных источников формирования семейного бюджета;

- формирование представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивающая

-развитие умения поиска и выделения необходимой информации;

-развитие коммуникации как кооперации;

- развитие умения слушать собеседника.

Воспитательная

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- воспитание у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Планируемые результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- знакомятся с понятием бюджет;

- узнают об источниках семейного бюджета;

- знакомятся с правилами составления семейного бюджета.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Личностные УУД:

-проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу;

- познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

- способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

- осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД:

-понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

- выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

- строить монологическую речь в устной форме;

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- использовать в общении правила вежливости;

- строить понятные для партнера высказывания;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре);

- контролировать действия партнёра.

Ø  Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Ø Оборудование: Словарь, презентация, карточки с заданием, атрибуты  для инсценировки, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая учебник «Окружающий мир. 3 класс» (УМК «Школа России»).

Методы и приёмы обучения:

Ø работа в группах;

Ø игровое и практическое моделирование;

Ø работа с понятием;

Ø разбор жизненных ситуаций;

Ø тестирование.

Формы организации учебной деятельности:

Ø Индивидуальная

Ø Групповая

Ø Фронтальная

 

Технологии используемые на уроке:

1.     Игровая технология ( урок с использованием исследования)

2.     Информационно – коммуникативные технологии

3.     Здоровьесберегающие технологии

4.     Технологии проблемного обучения

5.     Работа в парах, группах.

                                                                                  Ход урока:

1.     Организационный момент.

- Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Актуализация  знаний  и мотивация. Проверка домашнего задания.

-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

 Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

На доске запись: эпиграф урока

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело

расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

( На прошлом  уроке мы говорили о государственном бюджете).

- Что такое госбюджет?  (План доходов и расходов государства.)

- Откуда государство получает доходы? ( Налоги граждан и организаций)

- Что такое налоги? (Деньги, поступающие в бюджет.)

- На что государство расходует полученный доход?

(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)

       III. Самоопределение к деятельности

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах,  разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.

Работа в парах; учащиеся разгадывают

Вопросы:

1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расходы).

2.Стоимость одной вещи (цена).

3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).

4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).

       5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.

После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.

 

        3.Работа по теме урока

Учитель:

- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)

- Что такое семья?  (Группа, живущих вместе родственников).

- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? ( Да).

- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).

- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов  и доходов, что и  называется  «Семейный бюджет”

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги?  Каким образом?

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего   складывается семейный бюджет?  (Доходов и расходов).

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?  (Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).

 -Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.

4. Работа учащихся со словарем.      

Учитель:

     - Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.

Задание: найти в толковом словаре

прибыль– 1группа, гонорар– 2 группа, рента -3 группа. 

Каждая группа зачитывает из словаря определение.

На доску  вывешиваются  новые термины:

Прибыль - получает работник от работы фирмы  или своего частного хозяйства

Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления

Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за  регулярную выплату

(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)

- Какие расходы обязательны ежемесячно?

- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.