+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Виды и типы мыслительных операций у учащихся начальной школы

Автор: Чембарова Элина Юрьевна

Тема: Виды и типы мыслительных операций  у учащихся начальной школы                                                                                

                                                  « Говори, что знаешь, делай, что умеешь,   

                                                     при этом помни, что знать и уметь больше -                    

                                                     никому не вредно»

         Все учителя на каждый урок ставят триединую дидактическую цель (ТДЦ): - образовательную;       

            - развивающую;

            - воспитательную.

         С образовательной и воспитательной более или менее понятно. А что развивать? Конечно – память, речь, внимание. Многие педагоги с опаской и оглядкой развивают мыслительные операции, интеллектуальные умения способности, т.е. анализ, планирование, обобщение, сравнение, классификацию, комбинирование и т.д.

         Почему? Какие трудности?

         Предлагаю выписать трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в своей педагогической деятельности при формировании и развитии мыслительных операции.

         На первый план в обучении выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке анализу информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Это захватывает ребенка, т.к. идет «от ученика», учителю необходимо создавать атмосферу успешности и веры в каждого ученика, как сильного, так и слабого. Казалось бы, все отлично и новые программы и учебники, и курсы повышения квалификации, и всевозможная методическая литература.

         Но дело в том, что с каждым новым набором первоклассников увеличивается количество слабоуспевающих детей. Из всего класса, здоровых 4-5 человека. Остальные имеют различные заболевания. Многие дети нуждаются в занятиях с логопедом, а кто-то и психологом.

         Как правило, один, а то и два раза в год дети не посещают школу из-за карантина, или низкого температурного режима. Все эти причины плюс большой объем учебного материала, и быстрый темп прохождения программы лишают нас возможности отрабатывать полученные знания и качественно усваивать их.  

         Что делать,  когда учебный год сокращается до тридцати недель, а то и меньше. Как учить детей, из которых одна треть имеет низкий уровень развития. Как сделать обучение для них радостным, интересным, и чтобы при этом они получили прочные, хорошие знания.    

         Но прежде давайте рассмотрим: что такое мышление, типы и виды мышления, и определим какие мыслительные операции формируются в младшем школьном возрасте.

         Мышление – способность рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, понятиях суждениях.

         Мышление дает возможность глубоко проникать в сущность объектов внутреннего мира.

         Существуют различные группы типов мышления:

    - на основе доминирования одного из двух полушарий: левополушарное (абстрагирование) и правополушарное (оперирование конкретными образами);

    - на основе получения знаний: эмпирическое (действительное отражение мира) и теоретическое. Согласно теории В.В. Давыдова теоретическое мышление возникает при выявлении условии происхождения понятий, на основе теоретических знаний.

Виды мышления

         В психологии особенно распространенным является деление на следующие виды:

         Наглядно-действенное мышление. Где поставленная задача решается с участием практических действий. Мышление выступает как исходное, обязательное основание для становления более сложных форм.

         Рассмотрим на примерах, в которых проявляется наглядно-действенное мышление:

    1) сравнить и найти общие элементы:

         а  о  и

    2) найти лишнюю пару:

        с-з,  п-б,  к-г,  а-я.

         Наглядно-образное мышление. Его характеризуют как процесс, при котором решение мыслительных задач происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями), без участия практических действий.

         Рассмотрим на примерах, в которых проявляется наглядно-образное мышление:

    1) найти противоположное слово:

        Сахар

    2) найди закономерность и продолжи ряд:

         2, 4, 8 …

         Словесно-логическое мышление (конвергентное). Последовательное мышление, где есть один правильный логический ответ.

         Рассмотрим на примерах:

    1) найти противоположное слово:

        День     ночь

      солнце     

   2) нарисовать фигуру, которая получится, если развернуть листок:

         Дивергентное мышление (креативность). Альтернативное логическому мышлению, где есть не один ответ, а несколько правильных ответов. Обычно этот вид мышления называют еще творческим. Оно тесно связано с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей или развитию креативности.

         Рассмотрим на примерах:

    1) составить предложение из набора слов:

         Вечер, книга мир.

    2) нарисовать букеты в каждой вазе. Все вазы разные и букеты должны соответствовать им.

Мыслительные операции.

         К мыслительным операциям относятся – наблюдение, анализ, синтез, сравнение, комбинирование, абстрагирование, обобщение, классификация, рассуждение, исследование.

         В каждом виде мышления формируются и развиваются различные мыслительные операции.

    Наглядно-действенное мышление – наблюдение сравнение, анализ.

    Наглядно- образное мышление -  сравнение, анализ, синтез, обобщение, рассуждение.

         Словесно-логическое мышление и творческое мышление – сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, планирование, комбинирование, рассуждение.

         Рассмотрим следующие мыслительные операции (по А.З. Заку)

    1) Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности.

Например: Дан рисунок домика. Какие особенности можно выделить? ( Расположение трубы на крыше, величина трубы, ее форма, форма крыши, ее величина, размер и форма окна в стене дома, число стекол в окне, форма стены дома, ее размер)

        Способность анализировать характеризуется с двух сторон – количественной и качественной.

         Количественная – имеется в виду, что учащиеся хорошо разбираются в задаче с большим числом данных, легко справляются с вычислениями этих данных и их отношениями, обозначенными в условиях задач.

         Качественная – ученик выделяет в условиях задачи существенные отношения данных, отличать необходимые данные от других и необязательные от избыточных.

    2) Способность комбинировать – возможность создавать разные сочетания предметов или их элементов.

Например: Составить разные варианты дома из этих элементов.

Развитие способности комбинировать характеризуется с двух сторон.

         Количественной – составляют множество сочетаний из данных, приведенных в условии задачи.

         Качественной - более планомерно и упорядоченно комбинируют.

    3) Способность рассуждать появляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Например: Указать этапы построения дома.

Развитие способности рассуждать характеризуется с двух сторон.

    Количественная  - умение выполнять сложные умозаключения.

    Качественная – учащийся редко допускает логические ошибки и противоречия в суждениях.

Например: 13, 23, 33, 43 - не делится на 7. Вывод: числа, оканчивающиеся на 3 не делятся на 7.

    4) Способность планировать – последовательность своих действий. Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать свои шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для поставленной цели.     

Например: Дан рисунок домика. Как вы будете его срисовывать?

    Характеристика способности планировать с двух сторон.

    С количественной стороны – легко решаются задачи, у которых для получения результата требуется выполнить много действий.

    С качественной стороны – это когда намечаются последующие действия до выполнения предыдущих.

                                      Заключение

    Сегодня мы рассмотрели такие вопросы:

    - виды мышления;

    - мыслительные операции.

         В разной методической литературе  мы видим множество заданий на формирование и развитие мыслительных операции. Отсюда вытекает проблема: - Как и когда использовать эти задания на уроках?

         У детей младшего школьного возраста есть хорошая предрасположенность для формирования и развития умственных операций. Основные виды мышления возникают в возрасте 7-10 лет. Интеллектуальное развитие младшего школьника в процессе обучения происходит путем обогащения содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом, чтобы не увеличивался объем учебного материала, можно использовать тактику качественного изменения задания, а не количественно их увеличивать.